Тонкая бумага и никаких комиксов? Что будет с книгами в России
Отвечают эксперты издательств Bubble, «Альпина» и «Бомбора»
Книжный мир меняется – появляются новые правила и ограничения, которые вызывают вопросы у любителей чтения. Чтобы развеять мифы и попробовать заглянуть в будущее, мы поговорили с экспертами из популярных издательств – Bubble, «Бомборы» и «Альпины». Рассказываем, что будет с книгами в России и стоит ли бежать за любимым томиком прямо сейчас.
Примечание: мы готовили материал в течение нескольких месяцев и получили часть комментариев летом 2022 года.
Коротко о главном
Печатные издания подорожали примерно на 15%, некоторые из них вырастут в цене до конца года. Серьёзных перебоев в работе типографий нет, и проблемы с красками и бумагой удаётся решать. Сложнее обстоят дела с правами на книги зарубежных авторов – их не так просто заменить отечественными писателями.
Российские комиксы не станут чёрно-белыми и не смогут перейти на бумагу низкого качества.
Что произошло в издательствах
Главное, с чем пришлось столкнуться сотрудникам издательств, – это непредсказуемое будущее. Сложно представить, какие книги будут покупать в непростые времена и будут ли новинки появляться на прилавках. Об этом рассказывает главный редактор издательства «Альпина» Сергей Турко:
«Самый негативный прогноз предполагал, что люди будут покупать гречку вместо книг, но этого не произошло. Главная проблема – некоторые крупные правообладатели отказываются работать с Россией. Если мы не найдём решение этой ситуации, рынок превратится в пиратский. Пока подписанные контракты действуют, у нас всё хорошо. Понятно, что некоторые из них будут скоро обновляться. Например, наша книга Ричарда Брэнсона „Теряя невинность“ переиздавалась несколько раз, но в феврале нам сказали „пока“. Потеря одной книги – не критично, а вот 20–50 – придётся думать».Всё когда-то бывает в первый раз, и не стоит бояться идти вперёд, к новым достижениям. О том, как пройти путь от простого парнишки до миллиардера, рассказал один из самых богатых жителей Великобритании. Откройте его удивительную историю, чтобы зарядиться уверенностью в себе.
Об уходе зарубежных авторов
Кажется, что в ситуации, когда часть зарубежных авторов уходит с рынка, их легко заменить отечественными писателями – меньше конкуренции. Но так ли это просто, как кажется? Отвечает главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов:
«Мы понимали, что делать упор на иностранный рынок нельзя. В некоторых сферах доля российских авторов даже выше, чем стандартные 50%.
Но есть определённые темы, где не так просто найти новинку. Например, тяжело создавать профессиональные книги о программировании, ведь мы понимаем, что Кремниевая долина находится в США, где сосредоточены крупнейшие IT-компании. Поэтому издания из этой сферы чаще всего зарубежные.
В нехудожественной литературе люди часто покупают имя, например, если автор получил престижную премию. Тот же Даниэль Канеман – лауреат Нобелевской премии. Это не значит, что мы не можем выпустить книгу о поведенческой экономике. Это значит, что один определённый автор во всём мире является главным экспертом. И мы как издательство хотим предложить читателю книгу номер один».
Сознание человека устроено гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. И не все мысли и решения возможно контролировать, даже когда речь идёт о такой простой задаче, как поход в супермаркет. Узнайте, как работает мышление на самом деле.
Правда ли, что книги будут дорожать и становиться хуже
После того, как контракт с автором подписан, рукопись отправляется в производство. Но что делать, если цены на материалы растут, а нужную бумагу больше нельзя купить? Рамиля Фасхутдинова мы спросили и об этом:
«Ситуация с красками и бумагой развивается постепенно. Мы адаптируемся к изменениям: одни материалы появляются, другие исчезают. Одни типографии закрываются, но появляются новые варианты.
В начале марта была большая проблема с мелованной бумагой (качественная бумага со специальным покрытием – Прим. ред), ведь заметно вырос курс доллара, а значит, и цена. Часть производителей сказала, что не будет поставлять меловку для нас, потому что её не хватает. Но мы нашли бумагу в Китае, смогли договориться с российскими производителями.
Все проблемы так или иначе решаются, а сбои в работе незначительные – месяц-два чего-то может не быть. Это значит, что книги будут печататься не 30, а 60 дней. То есть, глобальных проблем на данный момент нет ни с материалами, ни с оборудованием.
Рамиль отмечает, что в зависимости от каждой конкретной книги цены выросли примерно на 10–15%. Это даже меньше, чем официальная инфляция в России. Пока сдерживать рост удаётся засчёт отказа от красивых деталей или повышения тиража, но, по мнению эксперта, до конца года возможно дополнительное повышение примерно на 5%. А какие-то издания вырастут в цене сильнее – например, подарочные.
Как теперь узнавать о новинках
После того, как будущий бестселлер вышел из типографии, о нём нужно рассказать читателю. Так ли это просто, когда оказались вне закона популярные социальные сети? Рассказывает Ирина Антонова, руководитель отдела маркетинга в «Альпине»:
«Наши читатели – это думающие люди, для них важно мнение экспертов. Сейчас стало меньше блогеров, которые готовы продолжать говорить о книгах, и в целом меньше каналов для общения с аудиторией – в том числе потому, что многие целевые для нас медиа попросту закрылись. Вот почему мы перенаправили усилия на Telegram, продолжаем развивать наше присутствие во „Вконтакте“, вернулись в “Одноклассники”, публикуемся в „Яндекс.Дзен“. Словом, стараемся использовать все доступные площадки – не ждём чудес.
Думали о том, какие наши активности стоит сохранить, а какие – отложить до лучших времен. Мы приняли решение не приостанавливать „Веранду „Альпины“ – это большие праздники для тех, кто любит книги и любит проводить время интеллектуально в пространстве единомышленников.
Мы приглашаем на “Веранды” наших авторов с лекциями, а читатели могут провести время с пользой и купить книги на распродаже. Такие мероприятия нужны, ведь людям важно почувствовать, что есть способ справиться с внутренними проблемами – фокусироваться, почитать, найти ответы и познакомиться с кем-то, кто близок по духу. Эти мероприятия помогают объединиться. И, конечно, узнать больше о книгах».
Что будет с комиксами
Не так просто предсказать ситуацию с комиксами – в отличие от книг, они появились в России недавно. Мыслями о будущем супергеройских историй поделился Алексей Волков – сценарист комикс-издательства Bubble:
«Наш интерес в том, чтобы к читателю попадало как можно больше комиксов. Поэтому мы не готовы поднимать цены сразу на всё, хотя стоимость материалов выросла».
Один из способов сократить расходы, по мнению Алексея, – использовать материалы более низкого качества. Вот только не каждая бумага удержит краску и подойдёт для современных технологий окрашивания.
«Такие комиксы, как „Вор теней“ и „Майор Гром. 1939“, выгодно смотрятся на офсете (менее дорогая и белая бумага по сравнению с мелованной – Прим. ред) благодаря плоским цветам и олдскульному рисунку. Но взять и перенести на офсет всё, что мы издаём, невозможно – сильно упадёт качество, к которому привыкли наши читатели».
Чтобы снизить цены на комиксы, можно печатать их в чёрно-белом формате. Но Алексей считает, что не стоит использовать этот вариант: во-первых, для работы в графике нужны другие специалисты-художники, во-вторых, неизвестно, как читатель воспримет новый продукт и станет ли его покупать.
«Со своей стороны мы стараемся развивать направление электронных комиксов, но пока можно сказать, что оно просто существует и не приносит серьёзную прибыль. Поэтому мы активно ищем другие площадки для того, чтобы знакомить читателей с нашими персонажами. Ведь они – не американские супергерои, которые не нуждаются в рекламе.
На самом деле, аудитория западных и отечественных комиксов может пересекаться, но это не одни и те же люди. Я не оцениваю уход Marvel как уход конкурента и не думаю, что от этого нам станет легче. Скорее, наоборот: чем начитаннее наша аудитория, тем более необычные и творческие проекты мы можем издавать».