Интернет-магазин «Читай-город»

5 фактов о сознании и эволюции из книги «Чеширская улыбка кота Шрёдингера»

Загляните в тайны человека и мира

Знали ли вы, что наш язык, поведение и манера общения влияют на окружающий нас мир? Может быть, вы догадывались, что наша культура и общество в целом зависят от каждого из нас? Да уж, тема не простая. Но об этом просто необходимо узнать каждому!

Татьяна Черниговская – профессионал в сфере когнитивной науки и директор института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Её книга «Чеширская улыбка кота Шрёдингера. Мозг, язык и сознание» – это серьёзное научное исследование в области философии, лингвистики и искусственного интеллекта и психологии. Автор подробно рассматривает взаимосвязь мозга, нашего языка и эволюционных процессов, происходящих в обществе. Так что если вы хотите найти ключ к своему сознанию и понять, как на самом деле строился мир, то эта книга точно для вас!

Интеллектуальных читателей особенно заинтересуют факты из книги, которые мы выбрали для вас. Узнайте себя и мир с научной точки зрения!

Факт № 1

Ряд авторов считают, что зрительные сигналы предшествуют речи в эволюции. Узоры окраски, положение тела, выражение лица, позы представляют собой различные сообщения о поле, возрасте, индивидуальности, состоянии, дружелюбности, эмоциональности и т. д. Считается, что восприятие этих форм поведения осуществляется преимущественно с участием правого полушария, поскольку известно, что именно оно отвечает за анализ эмоциональных проявлений и пространственных отношений.

Факт № 2

Только у человека мышление и бытие представляют собой континуум, а текст, понимаемый широко, рассматривается не как композиция его частей, а как неделимый знак. В этом контексте вопрос «мыслят ли животные?» – не праздный, и опять вводит нас в западню слов. Что значит «мыслят»? Способны делать некие выводы об окружающем мире с помощью высших (для них) психофизиологических механизмов? Разве это мышление в настоящем смысле? Есть ли у животных какой-то вид номинации? Если да, то, значит, и они опираются в познании мира на некие универсалии, так сказать, «врождённые идеи». Но разве мы можем это узнать? Нет, конечно. А раз нет, то мы не можем говорить и о мирах других существ, и экстраполяции в обе стороны – ошибочный ход. Для того чтобы это обсуждать, нужно как минимум договориться о терминах. Мамардашвили, обсуждая Декарта, называет это выплеском терминов одного уровня на другой уровень.

Факт № 3

Речь идёт о противопоставлении двух важнейших понятий искусства – импровизации и имитации. Чем дальше зритель от подлинного проникновения в суть художественного произведения, тем скорее он удовлетворяется внешним правдоподобием, точностью передачи деталей. Именно имитация – метафора тех мозговых функций, которые и берутся за образец для создания искусственного интеллекта. В эпоху барокко живопись всё ощутимее превращается в искусство элитарное, искусство для эстетов и знатоков, которое существует наряду с церковной живописью, обращённой преимущественно к широкой публике.

Факт № 4

Исследования нейрофизиологов и психологов ясно демонстрируют, что игнорирование психофизиологических аспектов адаптации ребёнка к школе, учёта индивидуальных различий, темперамента, зрелости мозга, характеристик внимания приводит не только к трудностям в обучении и следующим за этим неврозам, но к прямым нарушениям высших психических функций. Чрезмерная интенсификация, стрессовая тактика многих учителей, нерациональная организация самого процесса обучения приводят к тому, что огромное количество детей обнаруживают нарушение процессов чтения и письма.

Факт № 5

Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение всё возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение удельного веса самообразования школьников. В этих обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение как средство получения новых знаний. Это актуально при широком доступе к Интернету и распространении компьютерных программ и баз данных разных направленностей и качества.

«Чеширская улыбка кота Шрёдингера. Мозг, язык и сознание»
Черниговская Т.
«Чеширская улыбка кота Шрёдингера. Мозг, язык и сознание»

Теперь взаимосвязь нашей речи, мозга и поведения доказаны настоящими научными исследованиями Татьяны Черниговской – специалиста в области когнитивной науки.

Вы узнаете больше о функционировании нашего мозга, детально рассмотрите эволюцию человечества, поймёте важность нашего языка и удивитесь, насколько пересекаются разные культуры. А исследование закончится не чем иным, как улыбкой чеширского кота Шрёдингера.

1 209 ₽
1 011 ₽
16
Купить