5 неудачных экранизаций классики
От Льва Толстого до Джейн Остин
Дисклеймер: это творческая колонка в свободном формате. То, о чём рассказывают наши авторы, не обязательно является мнением редакции.
Экранизировать классическую литературу и просто, и сложно одновременно. Порой шедевр на киноленте получается унылым и безликим, несмотря на всю яркость красок, а иногда – рождается новый шедевр, новое видение – авторский фильм-праздник. Его ставят в пример современным режиссёрам, он собирает призы на фестивалях. Но в этой статье Ксения, автор
«Ребекка» (2020), режиссёр Бен Уитли
Красивая нежная картинка в ретро антураже с прилизанными картонными персонажами. Где вся та мрачная атмосфера романа, которую так удачно передают на театральных подмостках в одноимённом мюзикле? Вокруг цветы, зелень, тщательно отглаженные туалеты и вымытые до зеркального блеска полы особняка (и стены тоже). Страхи главной героини перед трагической личностью Ребекки – где они? Даже экономка миссис Дэнверс не пугает, а скорей вносит слабую нотку разногласия между новоиспечёнными мужем и женой. А Арми Хаммер просто смешон в своих попытках показаться господином поместья. Вам коктейль «Секс на пляже» подать? (отсылка к романтической сцене 18+ у воды, от которой у некоторых зрителей случился экзистенциальный кризис).
«Великий Гэтсби» (2013), режиссёр Базз Лурман
До просмотра экранизации 1974 года я верила, что это отличный фильм. Здесь великолепный Ди Каприо, закатывающий глаза, миленькая Дейзи, пафосные Том и Джордан, разбитная Миртл. Правда, меня всегда настораживала концовка – побег Дейзи и Тома, виноватый взгляд девушки на дворецкого – что-то здесь не так… Ведь в книге Дейзи – легкомысленная и в чём-то даже жестокая женщина, которая в конце истории не испытывает абсолютно никаких сожалений по поводу гибели главного героя.
После старого фильма новый показался банальной копией. Лео повторяет все жесты и позы Роберта Редфорда, а Дейзи там такая, какая и должна быть – стервозная и равнодушная к чужим судьбам. Одежда – тоже копипаст, и что интересно, фильм так же получил премию «Оскар» за лучшие костюмы. Отныне всем рекомендую смотреть старую экранизацию, она хороша.
«Эмма» (2020), режиссёр Отем де Уайлд
Карикатурный фильм, где случился большой провал в подборе актёров. Здесь Эмма не эмпатичная, а высокомерная, мистер Найтли – мужлан, каких поискать, Вудхауз (Билл Найи) – кто угодно, король, вампир, но только не добродушный папаша Эммы. Кинолента похожа на один большой диалог в меняющихся декорациях, но даже на театральной сцене это было бы более живо и захватывающе, ведь история полна драмы и переживаний. Назойливая Эмма как оса кружится над подругами и кузинами, натужно устраивая их личную жизнь, суетится, и производит впечатление немного неадекватной дамы. Пустой фильм, никакого послевкусия, лучше насладиться литературным первоисточником.
«Доводы рассудка» (2022), режиссёр Кэрри Крэкнелл
Актёрскую игру Дакоты Джонсон, которая исполняет роль главной героини Энн, хочется назвать тоскливой. А создатели наполнили фильм аллюзиями на современность, забыв о том, какую идею они должна бы принести зрителю. В итоге, так ничего и не принесли. Можно забыть о том, что это последнее произведение Джейн Остин, и в нём перекликаются её чувство долга перед семьей и воспоминания о потерянной любви. Книги писательницы вызывают целую бурю эмоций. Но не ждите этого от фильма. Здесь просто любовная любовь, современная повестка, скупые на чувства персонажи и упрощённый сюжет.
«Война и мир» (2016), режиссёр Том Харпер
Мыльная опера для поклонников бразильских телесериалов, создатели которой признались, что даже не прочитали роман до конца. Вольная трактовка великого произведения Льва Толстого, где у брата с сестрой – отношения, вплоть до постели, а у Джиллиан Андерсон в образе Анны Павловны Шерер очень откровенное и современное платье – вызывающее мысль «да у неё практически оголена грудь, как у греческой богини». И сам сериал выглядит как плохо раскроенное платье, подрезанное тут и там, ведь попробуй запихнуть такой огромный двухтомник в шесть серий. Идеала не достичь, всё слишком субъективно, но многим зрителям не понравилось увиденное, ведь всегда хочется, чтобы экранизация совпадала с первоисточником как событийно, так и эмоционально!
Обложка статьи: кадр из фильма «Доводы рассудка». Источник: kinopoisk.ru