Интернет-магазин «Читай-город»

7 фильмов, которые советует Антон Долин

Советы из книги «Миражи советского. Очерки современного кино»

Антона Долина [объявлен в России иноагентом] можно смело назвать одним из самых востребованных современных кинокритиков. Его новая книга «Миражи советского. Очерки современного кино» представляет собой сборник рецензий на российские фильмы о советской эпохе.
«Под одной обложкой собраны тексты о фильмах, снятых в XXI веке, но посвященных СССР. Они представлены в хронологическом порядке, прич`м не появления на свет самих картин, а событий и эпох, о которых идет речь. Перед вами альтернативная история Советского Союза, рассказанная современными кинематографистами и пропущенная сквозь дополнительный фильтр критического взгляда», – пишет автор книги в предисловии.
К некоторым рецензиям Долин [объявлен в России иноагентом] добавил предисловие, чтобы пояснить, в каких условиях была написана эта рецензия. Сделано это потому, что автор оставил тексты в их первозданном виде – его личный слепок зрительского восприятия со всеми недостатками и достоинствами моментальной реакции.
Помимо отзывов на фильмы, внутри сборника интервью с Сергеем Лозницей, Константином Хабенским, Алексеем Федорченко, режиссером скандальной «Смерти Сталина», художником-постановщиком сериала «Чернобыль» и многими другими. Все рецензии и интервью в книге разбиты на четыре главы: «От революции к репрессиям», «Война. Победа», «Через ГУЛАГ в Космос», «Сквозь застой к перестройке».
Главный критерий отбора фильмов для этой книги – отнесённость картины к эпохе.
О многих заслуживающих внимания фильмах читатель узнает из очерков Долина [объявлен в России иноагентом], возможно, впервые. Книга даст представление о каждом фильме и без предварительного знакомства, однако некоторые ленты посмотреть стоит. Приводим семь фильмов, которые Долин [объявлен в России иноагентом] рекомендовал к просмотру, и его авторский комментарий.

«Война Анны» Алексея Федорченко (2018)

«От риторики – массовые убийства, бесчеловечность нацистов, жертвенность детей – Федорченко сразу деловито переходит к прагматике. Как жить в камине и остаться незамеченным? Как выживать?
“Война Анны” — статичный и почти бессюжетный фильм, который невероятно интересно смотреть. Ведь это робинзонада.
Телу нужна вода. Анна ловит ртом дождевые капли, просочившиеся через кровлю. Спускается ночью в класс — жажда сильнее страха — и выпивает земляную воду из поддона цветочного горшка. Опустошает стакан с мутной водой, в котором вымачивалась кисточка: школьные краски пошли на изготовление агитационных плакатов».

«Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка (2012)

«Урсуляк умнее. Он знает, что ужас сталинской эпохи можно показать и иначе. Хотя бы рассадив героев за чай вокруг стола, а потом показав ужас в глазах одного из них, случайно подстелившего под чашку газетку с портретом генералиссимуса. Таких сцен в “Жизни и судьбе” хватает. И не только таких. Есть и доносы, и унижения, и низость, и подлость во всех проявлениях. Зато нет того, без чего в последние десять лет наше телевидение жить не может: образа величественного Сталина, задумчиво глядящего вдаль из окна своего кремлевского кабинета и думающего о судьбах своего народа, в этот самый момент кладущего за него жизни. Вожди Урсуляку элементарно неинтересны — и за это одно хочется вынести ему особую благодарность. В его объективе люди, а не сверхчеловеки».

«Одесса» Валерия Тодоровского (2019)

«У Габриеля Гарсиа Маркеса есть роман “Любовь во время холеры”; эта формула идеально описывает сюжет “Одессы” Валерия Тодоровского. Впрочем, заимствования исключены. Каждый кадр, с расслабленной виртуозностью снятый голливудским резидентом Романом Васьяновым, каждый диалог, тщательно сконструированный сценаристом Максимом Белозором, кричит о том, что для родившегося в Одессе режиссера эта история – глубоко личная».

«Легенда № 17» Николая Лебедева (2013)

«Заголовок эмблематичен: этот фильм — не биография, а именно легенда. Тщательно изучив все факты и привлекши в союзники семью Харламова (его сын сыграл небольшую роль и выступил в качестве сопродюсера, сестра получила камео), сценаристы и режиссер спрессовали реальные события в мифологическое житие.
Они не врут, они демонстративно игнорируют правду во имя красоты жеста. Например, автомобильная авария, в которой Харламов чудом не погиб, случилась не накануне канадской виктории, а через четыре года после не`, но по законам жанра правильнее показать, как герой восстает из мертвых ради финальной победы. И лодыжку ему повредили не на первом историческом матче, а уже после. И, как известно всем, прямой трансляции матча СССР–Канада на родине хоккеиста не было – игру показывали на следующий день, в записи; однако одновременное торжество болельщиков по всему миру настолько эффектнее, что к черту истину».

«Движение вверх» Антона Мегердичева (2017)

«Самое интересное подводное течение в “Движении вверх” связано именно с темой патриотизма. Борьба советских и американских спортсменов — это состязание двух подходов. Американцы дружно поют гимн, размахивают флагами, скандируют “USA!” ; они действительно бьются с коммунистами из империи зла за честь родной страны. У советских баскетболистов другая мотивация. С самого начала фильма они получают от родины один щелчок за другим. По возвращении с триумфального матча их унизительно обыскивают таможенники. Бюрократы хамят и настаивают на своём. Тяжелобольного ребенка не пускают сделать операцию за границу. На каждом шагу шантажируют и давят, не давая послабления ни в чём: в СССР невозможно ни лечиться, ни жениться по своей воле».

«Лето» Кирилла Серебренникова (2018)

«Майк и Цой в “Лете” представляют два пути советского контркультурного художника. Первый — адепт просвещения, остро осознающий вторичность своего неконвертируемого творчества, вдохновленного лучшими образцами англоязычного рока (одна из самых чудесных сцен в фильме — та, в которой его герои косплеят обложки культовых западных альбомов, от Боуи до “Pink Floyd”, от “The Beatles” до “Blondie”). Второй — недоучившийся пэтэушник, стихийный талант, у которого также нет шансов быть услышанным за границами родины, но он к этому и не стремится, а потому его до сих пор горланит по подъездам какое по счету поколение. Однако одного нет без второго; их благородная дружба, а вовсе не противостояние составляет драматургический каркас фильма. Этот союз — та хрупкая сила, которую советский “клуб одиноких сердец” бросает против монолитной серости застойных будней».

«Морфий» Алексея Балабанова (2008)

«Февральская напасть — необъяснимая суицидальная одержимость сродни той, что губит, без явных причин, забавного талантливого юнца, доктора Полякова. У Балабанова, как и у Булгакова, врач стреляется, только в фильме самоубийство — не суд над собой, а историческая неизбежность: оно приравнено к слиянию с толпой революционного быдла, ржущего над тупой комедией в провинциальном синематографе. Морфинизм как медленная деградация показан через серию кратких главок, отделенных друг от друга ретровиньетками с титрами».
Миражи советского. Очерки современного кино
Миражи советского. Очерки современного кино
Книга Антона Долина [объявлен в России иноагентом]«Миражи советского. Очерки современного кино» – о фильмах, которые осмысляют прошлое России. Это своеобразный сиквел «Оттенков русского», сборника статей и интервью об отечественном кино. Отбор текстов в ту книгу проводился по свободному принципу: лучшее о самом интересном. Здесь описаны и проанализированы очень разные картины – как «блокбастеры», так и малобюджетное новаторское кино. Перед нами не энциклопедия, а субъективный взгляд.
1 379 ₽
1 164 ₽
15
Купить