Алан Мур: гений и бунтарь, изменивший мир комиксов
О прославленном сценаристе комиксов рассказывает Дмитрий Злотницкий
18 ноября исполнилось 70 лет одному из самых известных, влиятельных и эксцентричных сценаристов комиксов – Алану Муру. О таких сериях, как «Хранители», «V – значит Vендетта» или «Лига выдающихся джентльменов» слышали наверное все, кто хотя бы немного интересуются комиксами. А ведь на счету Мура есть и множество других известных и нетривиальных работ. В честь юбилея автора мы решили вспомнить главные вехи его творческого пути и ключевые заслуги перед индустрией комиксов.
Британский бунтарь
Алан Мур родился и вырос в небольшом английском городе Нортгемптон в семье сотрудника пивоварни и машинистки. Семья была небогатой и главным развлечением маленького Алана было чтение – как книг, так и комиксов. Причём, комиксов преимущественно британских – американские в то время на Туманном Альбионе было найти не так-то просто, хотя Мур и старался.
Важно отметить, что если в комиксах из США правили бал супергерои, то у британских авторов и читателей они не были в таком почёте, и жанровое разнообразие было куда больше – например, выходило немало юмористических или научно-фантастических серий. И когда британские сценаристы придут в заокеанскую индустрию, они привнесут в неё более сложные, многогранные и зачастую взрослые сюжеты. Именно Алан Мур проторит эту дорожку для авторов с Туманного Альбиона, но прежде будущей звезде комиксов пришлось пройти большой путь.
Алан не доучился в школе, и в юности сменил изрядное количество низкоквалифицированных работ – вплоть до мойщика туалетов. Со временем Мур решил попробовать свои силы на ниве комиксов, и поначалу самостоятельно и писал сценарии, и рисовал иллюстрации. Нельзя сказать, чтобы успех пришел к молодому автору моментально – на заре карьеры ему даже пришлось получать пособие по безработице, чтобы сводить концы с концами. Но постепенно Мур нарабатывал репутацию, и получил возможность сотрудничать с крупными издательствами во главе с Marvel UK.
Из ранних работ Мура, пожалуй, лучше всего прошла проверку временем «V – значит Vендетта» – хотя в момент выхода серия и не пользовалась большим успехом. Её события разворачивались в мрачном будущем, где после ядерной войны в Англии установился полицейский режим. Борьбу с ним в одиночку ведёт таинственный человек в маске Гая Фокса – одного из участников заговора против английского короля Якова I. Впоследствии, уже когда комикс обретёт большую популярность, эта маска станет едва ли не самым узнаваемым современным символом протеста.
«V – значит Vендетта» демонстрирует многие качества, присущие работам Алана Мура. Он рассказывает весьма серьёзную историю, ставит перед читателями непростые и жёсткие вопросы, насыщает повествование множеством аллюзий, большое внимание уделяет синергии текста и рисунка. Художники, работавшие с Муром, вспоминают, что он склонен очень тщательно прописывать в сценариях, что должно быть на каждой иллюстрации. Чтобы убедиться, что рисунки полностью соответствуют его видению и безупречно работают в связке с диалогами и описаниями.
Новый взгляд на старых героев
Постепенно слава пришла к Алану Муру – да такая, что на него обратили внимание и заокеанские издатели. Одним из важных достижений сценариста в начале 80-х было то, что он сумел вдохнуть новую жизнь в старого и к тому времени уже подзабытого супергероя Мираклмена, показав протагониста и его товарищей по цеху этакими современными богами. Схожую работу для начала Муру поручили и в DC Comic – он стал сценаристом серии в жанре хоррор «Болотная тварь», которая не пользовалась особой любовью читателей, и Алан должен был это исправить.
И Алан Мур блистательно справился с поставленной задачей. Он переосмыслил образ заглавного героя, сделав его из учёного, который обрёл чудовищный облик и силы, настоящим монстром, который лишь считает себя человеком. И сценарист не раз по ходу серии даёт читателям повод задаться вопросом, что же значит быть человеком. Сюжеты стали взрослее и сложнее, в частности затрагивали злободневные темы вроде проблем экологии. Этим Мур смог зацепить старшую аудиторию, которая к обычным супергеройским комиксам относилась настороженно. Фанатов же автор радовал регулярным появлением на страницах серии известных персонажей вроде членов Лиги Справедливости.
Нельзя не отметить, что именно Мур придумал чародея Джона Константина, который дебютировал как раз на страницах комиксов о Болотной твари, а позже получил персональную серию и обрёл огромную известность.
Успехи Мура в работе над «Болотной тварью» – серии с глубокими темами и сюжетами – имели важное последствие для индустрии комиксов в целом. Американские издатели начали искать другие таланты среди британских авторов, и это открыло путь целой плеяде будущих звёзд вроде Нила Геймана, Гарта Энниса или Гранта Моррисона.
Сам же Алан Мур вскоре получил возможность поработать и над самыми популярными персонажами издательства DC Comics. И тогда из-под пера Мура вышли пронзительная последняя история о классическом Супермене «Что случилось с Человеком Завтрашнего дня?» и «Бэтмен: Убийственная шутка» – комикс, раскрывающий происхождение Джокера и дающий необычный взгляд на суть его отношений с Бэтменом.
Супергерои, какими их не знали
В 1986 году начинает выходить авторская супергеройская серия Мура, которая станет одной из подлинных жемчужин мира комиксов. «Хранители» были смелым переосмыслением супергеройского жанра – комикс ставил перед читателями вопросы, какими бы могли быть борцы с преступностью в масках в реальности и достойны ли той ответственности, что берут на себя. Сценарист большое внимание уделил проработке образов протагонистов, показав их сложными и неоднозначными личностями.
Мур ловко переплетает в «Хранителях» множество жанров – к супергеройским приключениям сценарист добавляет элементы и детектива, и политического триллера, и едкой сатиры. Не вызывает никакого сомнения, что комикс был обращён к взрослым читателям – на это недвусмысленно указывали и высокий уровень насилия, и многочисленные культурные аллюзии, и то, что в сюжете нашли отражение реальные проблемы Холодной войны. Наконец, «Хранители» очень ярко демонстрируют, что Алан Мур не просто великолепный сценарист, а именно комиксист – он великолепно использует визуальные образы и сочетание текста и иллюстраций для того, чтобы рассказать свою историю.
Нередко можно услышать мнение, что «Хранители» – величайших комикс в истории. Достойна ли серия Мура столь громкого звания, можно дискутировать, но безусловно это блистательная работа выдающегося автора.
Против корпораций
Несмотря на оглушительный успех «Хранителей», к концу 80-х отношения Алана Мура с DC Comics разладились. Отчасти дело было в деньгах – например, Мур и художник Дэйв Гиббонс не получали отчислений с продаж значка по комиксу. Но, пожалуй, более серьёзной причиной разрыва стал расчёт автора, что к нему и Гиббонсу со временем перейдут права на вселенную «Хранителей»: по контракту это могло произойти только, если бы они перестали издаваться. А допечатки продолжались с завидной регулярностью, и сценарист счёл себя обманутым.
Расставшись с DC Comics, Мур сосредоточился на авторских проектах. И те серии, которые он выпускал в 90-х и 2000-х убедительно демонстрируют широту интересов и многогранность талантов сценариста. Он создаст и исторический графический роман «Из ада», посвящённый загадке Джека-Потрошителя и попытке разобраться, почему тот появился. И эротический комикс Lost Girls, навеянный сказкой о Питере Пэне. И неординарную супергероику «Лига выдающихся джентльменов», где протагонистами выступают персонажи классических викторианских романов. И список этот далеко не полный. Кажется, Алана Мура можно назвать этаким Мидасом от мира комиксов – он брался за самые разные темы и сюжеты, и почти неизменно у него получались примечательные произведения.
Разумеется, такие успехи не остались незамеченными и в Голливуде, но сам Алан Мур относится к экранизациям своих работ крайне прохладно. И это даже не зависит от качества фильмов. Если «Из Ада» или «Лига выдающихся джентльменов» получились посредственными, и от первоисточников в них мало, что осталось, то скажем «V – значит Vендетта» удалась на славу и, несмотря на ряд отступлений, сохранила дух комикса.
Кадр из фильма «V – значит Vендетта». Источник: kinopoisk.ru
Но вне зависимости от результата, автор неизменно подчёркивает, что не хочет иметь ничего общего с экранизациями своих произведений и требует, чтобы его имя не упоминалось в титрах.
Дело в том, что Мур считает комиксы совершенно самостоятельным видом искусства с собственными инструментами повествования. И утверждает, что создавал многие свои серии так, что их в принципе невозможно адекватно перенести на экраны. Впрочем, поклонники не обязаны разделять это мнение мэтра и вполне могут наслаждаться и адаптациями его произведений, ведь среди них есть и удачные.
Маг и писатель
В 90-х годах прошлого века Алан Мур всерьёз увлёкся оккультизмом и магией. Да так, что на своё сорокалетие провозгласил себя волшебником. В этом, пожалуй, была доля эпатажа. Но, если рассматривать магию, как способ с помощью слов, образов и идей влиять на окружающий мир и чужое сознание, то Мура смело можно назвать настоящим архимагом.
Конечно же, этот интерес автора нашёл отражение в его работах. Например, на рубеже веков он выпускает серию Promethea, в которой главной героиней становится современная девушка, ставшая воплощением древней богини, и мистика играет в этом комиксе большую роль. А на страницах серий «Двор», «Неономикон» и «Провиденс», Алан Мур облекает в новую форму мифы Лавкрафта и создаёт сюжеты, которые леденят кровь и поражают глубиной погружения автора в тему и многослойностью сюжета.
В 2019 году Алан Мур объявил, что уходит из комиксов – он продолжает их любить, но считает индустрию невыносимой. Это, впрочем, не означает, что он закончил с творчеством. Ещё в 90-х он попробовал себя на ниве литературы. А в 2016 году у Мура вышел монументальный роман «Иерусалим», действие которого разворачивается в родном городе автора, Нортгемптоне. Автор создал сложную мозаику из множества персонажей, сюжетных линий и даже жанров. Она не сразу складывается в единую картину, но когда это происходит, красота задумки и мастерство воплощения не на шутку впечатляет.
Именно на литературном поприще Мур продолжает творить сегодня – в следующем году на английском запланирован выход романа The Great When, в котором читателей, если верить аннотации, ждут убийства, безумие и магия в послевоенном Лондоне.
***
Вклад Алана Мура в развитие комиксов сложно переоценить. Если вы ими увлекаетесь или только собираетесь начать с ними знакомство, то Мур – один из тех авторов, на творчество которых стоит обратить внимание в первую очередь.