Интернет-магазин «Читай-город»

Баба-яга – это труп? Что скрывают детские сказки

Интересное из переиздания «Морфологии волшебной сказки»

В издательстве МИФ вышло переиздание «Морфологии волшебной сказки» – важной книги, которая объясняет, по каким принципам строятся фольклорные истории.

Почему у змея много голов, куда на самом деле ведёт дверь избушки и так ли страшна Баба-яга – автор исследования, филолог Владимир Пропп, разбирает знакомые с детства истории и показывает, как сюжеты и герои переходят из одной сказки в другую.

Разбираемся, что ещё можно узнать из книги и почему стоит обратить внимание на новое переиздание.

Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки
Пропп В.
Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки
1 379 ₽
1 120 ₽
18
Купить

Чего не узнаешь из Википедии

Пропп буквально разбирает по косточкам сказку, уделяя внимание каждому элементу. Вот что он, к примеру, пишет о завязке:


«Сказочная завязка обычно содержит какую-нибудь беду и отправку героя из дома. Иногда само удаление из дома уже есть беда – что мы имеем, например, когда из дома изгоняется падчерица. Эту беду нужно избыть, и обыкновенно это происходит так, что в руки героя попадает какое-нибудь волшебное средство...»


Исследователь объясняет смысл каждого сюжетного хода сказок, которые можно было не заметить. Например, почему у змея так много голов, правда ли что избушка – это портал в потусторонний мир, кто такая Баба-яга на самом деле и где находится тридевятое царство.


«В объяснение образа вращающейся избы можно напомнить, что в древней Скандинавии двери никогда не делались на север. Эта сторона считалась ”несчастной” стороной. Наоборот, жилище смерти в Эдде (Настранд) имеет дверь с северной стороны. Этой необычностью расположения дверей и наша избушка выдает себя за вход в иное царство. Жилище смерти имеет вход со стороны смерти…»


Функции сказки

В сказке есть постоянные и переменные величины. Постоянные – это функции действующих лиц. Всего, по мнению Проппа, в волшебных сказках 31 функция.


«Например, и баба-яга, и Морозко, и медведь, и леший, и кобылячья голова испытывают и награждают падчерицу. Продолжая наблюдения, можно установить, что персонажи сказки, как бы они ни были разнообразны, часто делают одно и то же. Самый способ осуществления функций может меняться: он представляет собой величину переменную. Морозко действует иначе, чем баба-яга. Но функция как таковая есть величина постоянная…».


У каждой функции есть условный знак, поэтому каждую сказку можно описать в виде формулы – Пропп показывает, как можно это делать и анализировать полученные схемы. Интересно, что кажется, будто все сказки о разном, а на самом деле, как становится видно из анализа, многие – об одном и том же.

Кстати, про Бабу-ягу. Есть три разных образа яги: дарительница, похитительница и воительница.

К яге-дарительнице приходит герой: от неё он получает коня и богатые дары. Следующий тип – яга-похитительница – крадёт детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает ещё ягу-воительницу: «она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и ведет себя всяко подобным образом».

А ещё, по мнению Проппа и некоторых исследователей, Баба-яга – мертвец: «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать». Поэтому героиню часто изображают с костяной ногой – ногой скелета.

Кто работал над обложкой

Новую обложку и иллюстрации для книги нарисовала художница Кориандр, известная по комиксу «Бессмертный». Ещё до работы над «Морфологией…» Кори была знакома с книгой. Вот что говорит об этом сама художница:


«Те, кто пробовал изучать славянскую мифологию, знают, как мало существует источников, которым можно доверять. Пропп в этом смысле был для меня спасением, важные для сюжета детали я почерпнула у него. Например, мои читатели об этом еще не знают, но скоро в моем комиксе появится линия Бабы-яги, и вот она разработана на основе выводов Проппа. Поэтому, когда я получила предложение сделать обложку именно для этой книги, была очень воодушевлена».


Бес|смертный
Кориандр
Бес|смертный

Комикс, вдохновлённый сказкой о Кощее и Иване-царевиче. Автор переосмысливает знакомый с детства сюжет, добавляя истории мрачности и психологизма, и раскрывает героев с новой стороны.

Новое рождение классики

Исследование Проппа – классика, которая снова стала актуальной. Ведущий редактор МИФ Ольга Нестерова считает, что возросший интерес к книгам Проппа вполне объясним.

Сказки окружают всех нас. Поэтому любому, кто любит книги, кино, игры – да что угодно, – будет интересно понять, как они устроены. А если заглянуть глубже, то это ещё и книга о том, что всех нас объединяет и каков наш общечеловеческий опыт, коллективное бессознательное.