Интернет-магазин «Читай-город»

«Бунт и смута на Руси»: лекции Сергея Минаева

5 поворотных этапов в истории России

Живые лекции от главного редактора Esquire и автора «Духless», историка и писателя Сергея Минаева вышли в формате книги. Если вам всегда хотелось быть выше манипуляций с историей и отличать псевдопатриотические сказки от реальных событий, специально для вас – 250 страниц прекрасной публицистики, основанной исключительно на документальных источниках. Читается легко, запоминается надолго.

Канал писателя на YouTube насчитывает 770 тысяч подписчиков. На нём изначально и выходили выпуски «Уроков истории», на основе которых создан научно-популярный сборник. Каждая глава – это осмысление причин и следствий событий. Любой из пяти эпизодов истории мог привести к распаду государства. А каждый выход из кризиса становился новой ступенью на пути к современному положению вещей.

1. Крещение Руси

Глава построена на документах тысячелетней давности. Послания европейским королям и хроники событий позволяют понять, чем руководствовался князь Владимир, когда выбирал религию для управления сильным государством, и почему ему не подошли ислам или иудаизм.

2. Опричнина и Смута

Как умножил вдвое территории государства, построил торговый мост между Востоком и Западом и боролся с боярами-коррупционерами кровопийца (по одной версии) и эффективный менеджер (по другой) – первый русский царь Иван Грозный? Какую роль в «опричнине» играл английский флот? И каким чудом из смуты возродилась династия и империя, а страна начала «прирастать Сибирью»?

3. Декабристы

Молодые люди, вернувшиеся с войны, с блестящим образованием, воспитанные иностранцами, видели, как живет Европа, когда у них дома царили порядки Средневековья. Вот и не хотели они больше жить с этим рабством – крепостным правом, а имели в голове две идеи: конфедерацию по подобию США или конституционную монархию как в Англии... А чем занимались в ссылке после неудавшегося восстания декабристы – это уже история, которая относится к развитию регионов России.

4. Распутин

Через описание этого человека-бренда, любимца императорской четы, мистика Григория Распутина, автор ведёт эмоциональный, подкрепленный фактами разговор о «последних днях великой империи, о последних днях дома Романовых, о развале на куски и полёте ко всем чертям целой страны»...

5. Февральский переворот

Воплощение всех мечтаний об освобождении, демократии, основанной на правах человека и справедливости, погрузило Россию в кровавую бездну. Были люди, которые покинули страну, кого-то убили, кто-то ассимилировался... Но человек так устроен: между «сегодня – надоело» и «завтра – будь что будет» он выбирает «завтра».

Бунт и смута на Руси
Минаев С.С.
Бунт и смута на Руси

Книга историка и писателя Сергея Минаева поможет сложить воедино разрозненные знания об отечественной истории или даже полностью сформировать чёткое представление о важнейших исторических этапах: от крещения Руси, опричнины и смуты до декабристов, Распутина и февральского переворота.

1 190 ₽
923 ₽
22
Купить

Отрывок из книги

Вспомним, что происходило в начале ХХ века на Святой Руси: революция 1905 года; террор; необходимость модернизации; образованные люди хотят если не демократии, то хотя бы конституционной монархии, как в Великобритании. Самая яркая и самая бурная политическая жизнь начинается с созыва Первой Государственной думы и продолжится при Второй Государственной думе. Эти события в России можно сопоставить только с тем, что происходило в начале 90-х годов того же века, когда рушилась другая империя, Советский Союз.

Возьмем двух поэтов, Брюсова и Блока. Они прославляли революцию, ждали революцию. Когда Брюсов писал: «Славлю вас, грядущие гунны!», он обращался к революционным массам, которые сметут к чертовой матери старый строй. Это было очень модно в среде интеллигенции, ну, как сегодня в Интернете, — призывы быть совестью в России. Как правило, к этому призывает сборище не самых далеких людей, которые в своем «междусобойчике» возносят себя на олимп. Этот олимп может быть разным, кинематографическим, литературным, общественно-политическим. И там, в своем профессиональном сообществе, они определяют «судьбы родины», никак, в общем-то, на них не влияя. Но вокруг этих «судеб» — бурные разговоры.

Интеллигентские кружки того времени пропитаны одновременно: мистикой, религиозностью, ожиданием надвигающейся катастрофы, модой на крестьянство. Появляются крестьянские поэты: Клюев, Есенин, Клычков и другие… И весь этот котел скоро взорвется, потому что страна не может так дальше жить, и Распутин оказывается апогеем этого кошмара. Мы несемся на поезде в бездну, у нас царица — немка, у нас слабый царь, которого уже презрительно зовут Николашкой, и ко всему прочему — этот косматый Распутин. Пока еще не говорят, что он правит Россией, пока только 1905-1906 годы, нет-нет, но он влияет на политику, и влияет очень сильно, и об этом начинают судачить. Распутин, естественно, этому способствует. Конечно, в своей квартире на Гороховой улице, в салонах, в борделях, которые он посещает, он не говорит о том, что близок с царской четой. Это будет позже.

Одна дама петербургского полусвета, приехав на квартиру к Распутину, обнаружила там дамский кружок его обожательниц. Он очень любил лобызать дам, хватать их за мягкие места. Эта женщина пишет, что ей было неприятно находиться там, она хотела убежать, но он поймал ее взгляд и сказал: «Че смотришь так, осуждаешь? Видишь сорочку? Сашка вышивала!» Он имел в виду императрицу Александру Федоровну.

Против Распутина начинается игра. В 1907 году, через два года после Первой русской революции, появляется первое дело, которое потом назовут первой большой черной пиар-кампанией против Распутина. Это дело о хлыстовстве. Хлысты были очень популярной сектой, этакой смесью разнородного сектантства и староверия. Эти люди не признавали никаких попов, священнослужителей, монастырей: «Есть Бог, и есть люди. Господь может вселяться в каждого из нас, и по нескольку раз. Вот в этого вселился Бог Отец, в этого — Бог Сын, а в этого — Бог Святой Дух. И Святой Дух, вообще самая важная сущность на Земле, может несколько раз нисходить на тебя, на меня, на кого угодно. Самая большая проблема — это наша плоть, греховная плоть». Ночные бдения хлыстов были запрещены, но все же сектанты собирались — в банях, подвалах. Они коллективно хлыстали себя, истязали свою плоть, входя тем самым в религиозный экстаз. И впоследствии, были то злые языки или очевидцы, мы уже не знаем, поползли слухи, что эти мероприятия сопровождались оргиями, свальным грехом.

И Распутина обвиняют в хлыстовстве. Распутина обвиняли также, что он не лекарь, а самозванец, одержимый поцелуями и объятиями с малознакомыми людьми, в особенности с женщинами. Любил женщин Григорий, что тут говорить. Обвиняли его также в том, что он вместе с женщинами парился в бане. Тому был свидетель в Тобольске: он видел, как из бани распаренный Распутин выходил в дамском обществе. Распутин утверждал, что все было не так: «Я в баню зашел до того, как бабы туда пойдут. Значит, угорел, вышел, лег в снег. На тот момент бабы зашли, ну, тут я уж пришел себя, в сознание, и вышел вместе с ними. Вот что на самом деле в бане происходило». А вообще, грех и религиозность очень часто сожительствуют в человеке, часто прямо-таки идут рука об руку. То есть по ночам человек блудит, а днем бьет земные поклоны, и ничего удивительного здесь нет. Автора этих строк такие вещи совершенно не смущают.

Начинается первое дело, но оно разваливается, и развалили его не друзья, а — назовем их так — знакомые Распутина. Появляется слух, что дело развалили по прямому приказу императора. Опять же, почему? Потому, что Распутин лечил императорского сына. В 1909 году, еще через два года, полиция хочет выслать Распутина из Петербурга. Ходит много слухов, согласно которым у Распутина на квартире, скажем так, свой круг. Распутин пьяный в ресторане вышагивает без штанов, показывает половой орган кордебалету. Распутин посещает бордель, вызывает себе на квартиру проституток, никого не стесняется и всем говорит: «Чем больше вы будете посылать на меня доносы императрице Александре, тем хуже вам будет». Департамент полиции хочет его выслать из Санкт-Петербурга. Но Распутин — тонкий дипломат, знаток души человеческой, и он выезжает сам — с тем, чтобы его вернула в столицу сама императрица. Ведь как быть с наследником? Если наследнику плохо, то где Божий человек Григорий, где «старец»? А этому «старцу», кстати, на тот момент нет еще и пятидесяти. Он встретит смерть в сорок семь лет.