Что почитать в духе «Задачи трёх тел»

10 научно-фантастических романов из Китая и не только

16 января стартовала телеадаптация «Задачи трёх тел» – романа китайского фантаста Лю Цысиня. Созданием сериала занимается китайская студия Tencent, а ещё свою экранизацию истории готовит Netflix.

Пока киноделы пишут сценарии, предлагаем познакомиться с первоисточником. А если вы уже прочитали трилогию Лю Цысиня и остались довольны – загляните в нашу статью, чтобы найти что-нибудь похожее.

Трилогия «Воспоминания о прошлом Земли»

Задача трёх тел
Задача трёх тел

Эпоха Культурной революции в самом разгаре. Китайское правительство создаёт научный проект, чтобы установить контакт с внеземными цивилизациями. Астрофизик Е Вэньцзе отправляет послание в космос и получает в ответ предупреждение – не выходить на связь, иначе планета погибнет. Учёная не прислушивается к совету и решает пригласить неизвестную расу на Землю.

Тёмный лес
Тёмный лес

Раса с планеты Трисолярис прибудет на Землю через 400 лет, но их шпионские технологии уже собирают информацию для атаки. Трисоляриане саботируют любые эксперименты и останавливают развитие землян, чтобы те не смогли сопротивляться нашествию. Секретные службы Земли находят слабое звено в инопланетной слежке: появляется шанс тайно разработать план по отражению нападения. Об этом знают лишь несколько человек из проекта «Отрешённые», а сам план хранится в голове одного-единственного учёного.

Вечная жизнь Смерти
Вечная жизнь Смерти

Противостояние Земли и Трисоляриса ещё не окончено, но это не главная проблема. Весь космос – тёмный лес, и никогда не знаешь, кто скрывается в гуще. Люди понимают, что во Вселенной есть много вражеских цивилизаций, которые только и ждут сигнала о присутствии разумной жизни, чтобы поработить её. Астрофизики должны пересмотреть все зашифрованные послания и выяснить, кто ещё, кроме трисоляриан, вступал в контакт с Землёй. Ведь если люди случайно выдали себя, то жить им осталось недолго.

Что ещё почитать у Лю Цысиня

Шаровая молния
Шаровая молния

Трое учёных объединяются, чтобы исследовать шаровую молнию. Каждый преследует свою цель: отомстить за утрату близких, подтвердить теорию или разработать супероружие. Проводя дни в лаборатории и выстраивая концепции, группа подходит к порогу опасного эксперимента.

В книге царит такая же гнетущая атмосфера, как и в трилогии «Воспоминания о прошлом Земли». Но автор поднимает другую проблему: насколько этично использовать научные открытия в военных целях.

Блуждающая Земля
Цысинь Лю
Блуждающая Земля

В сборник вошли рассказы с разным сюжетом, но связанные одной идеей: человечество скоро столкнётся с катастрофой, и всё живое будет уничтожено. Автор рассуждает об опасных компьютерных вирусах, агрессивных пришельцах и пытается представить новые формы жизни. Какое место в этом круговороте существ и явлений отведено землянам? Лю Цысинь намеренно упускает личные драмы героев, настаивая на мысли, что планету можно спасти только совместными усилиями.

Эпоха сверхновой
Эпоха сверхновой

Учёные наблюдают вспышку сверхновой звезды и делают ужасное открытие: её облучение за год уничтожит всех людей старше 13 лет. Единственный шанс спасти человеческую цивилизацию – научить подростков управлять государствами, экономикой и образованием. Молодое поколение смиренно проходит спецкурсы по ускоренной программе, но, когда взрослые покидают мир, планету охватывает хаос. Детская психология диктует свои правила, и на первом месте у новых хозяев Земли оказываются жестокость и лень.

Что почитать у других авторов

Возрождение времени
Баошу
Возрождение времени

Баошу – писатель и поклонник Лю Цысиня, и его книгу можно назвать фанфиком по трилогии «Воспоминания о прошлом Земли». В нём Баошу воскрешает забытых персонажей и пробует ответить на вопросы, возникшие у фанатов оригинальной истории. Лю Цысинь признал книгу автора частью канона.

По сюжету герой Юнь Тяньмин болен раком. Решив свести счёты с жизнью, он позволяет заморозить своё тело и отправить в космос. Но капсулу мужчины находит флот Трисоляриса и под пытками вынуждает героя сотрудничать. Так Юнь становится врагом человечества, получив взамен клонированное тело – и новый шанс на спасение Земли.

Невидимые планеты
Невидимые планеты

Сборник рассказов от современных китайских фантастов: Чэнь Цуфаня, Хао Цзинфана, Ся Цзя и Лю Цысиня. В своих историях авторы касаются вечных тем – любви и дружбы, жизни и смерти – и показывают, как меняется человек в мире торжествующего научного прогресса. Герои половину жизни проводят в искусственном сне, меняют временные измерения и даже борются с неокрысами, угрожающими экономике.

Ложная слепота
Уоттс П.
Ложная слепота

2082 год. Пришельцы окружают Землю разведывательными зондами, которые успевают передать сигнал, перед тем как сгореть в атмосфере. Чтобы выяснить, кто пытался связаться с планетой, человечество отправляет в космос два корабля – «Тезей» и «Терновый венец». Но ни знания, ни современная техника не могут подготовить людей к тому, насколько иной может быть внеземная цивилизация…

Романы Питера Уоттса выделяются на фоне других представителей жанра достаточно жёсткой подачей. Автор без лишней наивности размышляет о возможном контакте человека и пришельцев, делая историю более правдивой.

Сами боги
Азимов А.
Сами боги

Роман мастера научной фантастики Айзека Азимова состоит из трёх частей. Первая рассказывает о мире будущего, в котором человечество создаёт «электронный насос» – устройство, способное обмениваться энергией с параллельным миром. Это может спасти Землю от энергетического кризиса. А ещё – уничтожить Вселенную, существование которой оказывается под угрозой из-за нового изобретения.

Действие второй части происходит в параллельной вселенной, с которой человечество вышло на контакт. Её населяют удивительные создания: призрачные Мягкие, обладающие навыком телепатии, и Жёсткие – похожие на людей гуманоиды.

Третья переносит на Луну, где земляне построили свои колонии. По сюжету радиохимик Бенджамин Деннисон всё ещё пытается предотвратить катастрофу, к которой может привести использование насоса.

Экспедиция «Тяготение»
Клемент Х.
Экспедиция «Тяготение»

Роман от мастодонта научной фантастики тоже рассказывает о контакте людей с инопланетянами. По сюжету исследователь Чарлз Лэкленд отправляется на планету Месклин – место с невообразимой силой тяжести. Цель героя – совершить экспедицию в приполярные земли, чтобы отыскать потерянный зонд с бесценной для науки информацией. Но для начала Чарлзу предстоит установить контакт с местным населением.

Дети времени
Чайковски А.
Дети времени

Роман понравится тем, кто не хочет уходить от стандартных для космической фантастики сюжетных ходов. Действие книги происходит в будущем, где человечество не обнаружило в космосе организмов, равных себе по интеллекту. Тогда учёные создают проект «Возвышение», цель которого – заразить обезьян специальным нановирусом, который наделит их разумом, а затем расселить по другим планетам. Но вскоре эксперимент срывают местные фанатики, взорвав орбитальную станцию возле будущей планеты обезьян. Выжить удаётся только доктору Авране Керн. Но она пока не знает, что нановирус, попавший на планету вместе с ней, наделит разумом не обезьян, а совсем других созданий…

Последний астронавт
Веллингтон Д.
Последний астронавт

Салли Дженсен – ведущий астронавт НАСА, провалившая важную Марсианскую миссию. Женщина уверена, что путь в космос ей закрыт, пока в Солнечную систему не входит загадочный объект. Нечто движется прямым курсом к Земле и не выходит на связь, подвергая опасности всё человечество. Времени ждать нет, и НАСА снова обращается к Салли: вместе с командой она начинает ещё одну миссию. Но чем больше астронавты узнают об инопланетном госте, тем сильнее втягиваются в беспощадную борьбу за выживание.