Что почитать, если соскучились по олдскульному фэнтези
Книги советует Дмитрий Злотницкий
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+
Долгое время классическое фэнтези пользовалось репутацией жанра, в котором правят бал сюжеты, скроенные по схожим лекалам. С одними и теми же эльфами и драконами, с избранными героями и тёмными властелинами, псевдосредневековыми сеттингами и поиском могущественных артефактов, от которых зависит судьба мироздания.
В последние десятилетия фэнтези стало куда более разнообразным. Например, появилось много авторов, которые стараются писать мрачные и реалистичные циклы, а ещё писателей, использующих в качестве основы для своих сюжетов историю и мифологию экзотических стран. И теперь уже наоборот олдскульное фэнтези, в котором бы активно использовались традиционные тропы, стало встречаться нечасто. Но как быть, если хочется прочитать что-то современное, но написанное в духе мастеров прошлого века? На такой случай у нас есть для вас несколько рекомендаций.
«Локон с Изумрудного моря», Брендон Сандерсон
Один из самых популярных современных авторов эпического фэнтези, Брендон Сандерсон, в период пандемии умудрился не только активно работать над анонсированными книгами, но и написать дополнительно ещё четыре «секретных». Писатель обратился к поклонникам с просьбой профинансировать выпуск этих книг через сервис Kickstarter, и проект стал самым успешным в истории платформы – сумма сборов превысила 40 миллионов долларов. Все четыре романа, хотя в них и чувствуются фирменные черты стиля Сандерсона вроде любви к созданию причудливых миров, стали для автора своего рода творческими экспериментами.
Первым из «секретных проектов» стал роман «Локон с Изумрудного моря», который по духу напоминает классику романтико-приключенческого фэнтези «Принцесса-невеста» или сериал «Пещера золотой розы», основанный на итальянских народных сказках. Это лёгкая, светлая и насыщенная приключениями история о девушке, которая покидает родной дом и отправляется в путешествие, чтобы выручить из беды своего возлюбленного. Локон предстоит совершить плавание на борту пиратского судна, пережить множество смертельных опасностей и бросить вызов ведьме, в руки к которой попал незадачливый герцогский сын.
«Откровения Рийрии» и «Легенды Первой Империи», Майкл Салливан
У Майкла Салливана мы можем порекомендовать сразу два цикла, действие которых разворачивается в одном мире, именуемом Элан, но в разные эпохи. Дебютная серия автора под названием «Откровения Рийрии» рассказывает о приключениях двух ловких и обаятельных авантюристов – блестящего мечника Адриана и непревзойдённого вора Ройса. События цикла начинаются с того, что герои берутся за заказ, который сулит неплохой куш и из-за этого влипают в большие неприятности и оказываются в эпицентре запутанной придворной интриги. В первых романах Салливан сосредотачивается на приключениях Адриана и Ройса, предлагая на суд читателей отличное авантюрное фэнтези, но постепенно размах происходящего возрастает и ближе к финалу «Откровения Рийрии» обретают уже черты настоящего эпика. Автор активно использует классические для жанра атрибуты вроде предсказания об избранном, сражения с чудовищами или мудрого древнего мага, но обыгрывает их весьма оригинально.
Действие «Легенд Первой Империи» происходит за много поколений до «Откровения Рийрии». В то время Эланом владела магическая раса, представителей которой первобытные люди почитали, как богов. Но однажды человечество восстало, и вокруг его противостояния с недавними хозяевами закручен сюжет этого цикла Майкла Салливана.
«Кодекс Алеры», Джим Батчер
Джим Батчер наиболее известен, как автор цикла городского фэнтези о похождениях чикагского чародея Гарри Дрездена. Серия стартовала в далёком уже 2000 году, и автор до сих пор продолжает работать над ней. Но параллельно Батчер создал и пару других циклов, в частности – «Кодекс Алеры», с которым писатель попробовал себя на ниве эпического. Причем, проба оказалась весьма успешной – за право выпустить цикл боролись ведущие американские издательства, а старт серии позволил Батчеру начать зарабатывать на книгах достаточно, чтобы полностью посвятить себя писательству.
Действие «Кодекса Алеры» разворачивается в мире, где практически все люди «на ты» со сверхъестественным – у каждого есть верный помощник, фурия, которой подвластны те или иные элементы. А вот главный герой цикла, юный пастух Тави, лишён такого полезного спутника. Тем не менее именно ему предстоит стать тем, от кого будет зависеть судьба всей Алеры. У Батчера получилась традиционная для фэнтези, но при этом очень увлекательная и насыщенная действием история о юном герое, который проходит через многочисленные приключения и меняет своими поступками мир.
«Связанные и сломленные», Райан Кейхилл
Главным героем «Связанных и сломленных» тоже выступает парнишка, который жил в глубокой провинции и представить не мог, что окажется в эпицентре судьбоносных событий. До тех пор, пока в поселении, где он вырос, не появились таинственные незнакомцы, после чего Кейлену Брайеру и нескольким его друзьям приходится покинуть родной край, чтобы поучаствовать в борьбе с тираном, стремящимся к мировому господству. Некогда тот уничтожил орден Орден дралейдов, которые сражались верхом на драконах и были призваны защищать земли Эфирии. Именно у Кейлена появляется шанс стать первым за многие годы всадником свободного дракона – и лучом надежды для всех, кто не хочет покоряться власти деспота.
Райан Кейхилл не скрывает, что при написании своего цикла вдохновлялся классиками фэнтези, и сюжет в «Связанных и сломленных» в значительной степени основан на традиционных для жанра тропах. Автор не пытается совершить революцию в эпическом фэнтези, а просто рассказывает насыщенную событиями и экшенами историю. Если поначалу она сосредоточена на приключениях группы героев, то постепенно их пути расходятся, и вместе с этим цикл постепенно набирает эпический размах.
«Драконы Терры», Брайан Наслунд
Любителям драконов стоит обратить внимание и на трилогию Брайана Наслунда, которая уже целиком написана и издана на русском языке. В мире Наслунда на драконов вовсю охотятся, чтобы использовать их внутренности в качестве ресурсов. Именно то, какую роль им отводит автор, придаёт трилогии оригинальные черты. Наслунд вплетает в фэнтези экологические мотивы, акцентируя внимания на том, что бездумное истребление целого вида может иметь глобальные и печальные последствия. А главным антагонистом автор сделал инженера, который использует свои научные познания, чтобы попытаться захватить власть над королевствами Терры.
Любителям драконов стоит обратить внимание и на трилогию Брайана Наслунда, которая уже целиком написана и издана на русском языке. В мире Наслунда на драконов вовсю охотятся, чтобы использовать их внутренности в качестве ресурсов. Именно то, какую роль им отводит автор, придаёт трилогии оригинальные черты. Наслунд вплетает в фэнтези экологические мотивы, акцентируя внимания на том, что бездумное истребление целого вида может иметь глобальные и печальные последствия. А главным антагонистом автор сделал инженера, который использует свои научные познания, чтобы попытаться захватить власть над королевствами Терры.