Что такое чеховское ружьё
И почему оно должно выстрелить
Продолжаем исследовать мир книжных терминов. Мы уже разобрались, что такое троп, почему все едят стекло и чем Young Adult отличается от New Adult. На очереди – чеховское ружьё.
Рассказываем, при чём тут Чехов и почему его ружьё обязательно должно выстрелить.
Что такое чеховское ружьё
Чеховское ружьё – это принцип драматургии, по которому все элементы в произведении должны работать, а ненужные – отсекаться.
То есть каждая деталь, которую «подсвечивает» автор, должна влиять на сюжет, развитие персонажей и общее настроение истории. А не просто появляться «чтобы было».
Драматургии? То есть этот принцип только для пьес?
Необязательно. Изначально чеховское ружьё работало для сценических произведений, но сейчас принцип используют авторы разных направлений.
А Чехов при чём?
Всё просто: чеховское ружьё придумал Антон Павлович Чехов. Например, вот что он писал, оценивая произведение писателя Александра Лазарева-Грузинского:Добрейший Александр Семенович! Водевиль Ваш получил и моментально прочел. Написан он прекрасно, но архитектура его несносна. Совсем не сценично. Судите сами. Первый монолог Даши совершенно не нужен, ибо он торчит наростом. Он был бы у места, если бы Вы пожелали сделать из Даши не просто выходную роль и если бы он, монолог, много обещающий для зрителя, имел бы какое-нибудь отношение к содержанию или эффектам пьесы. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. Пусть Даша молчит совсем – этак лучше.
Отсюда и убеждение, что если в начале книги на стене висит ружьё, оно обязательно выстрелит.
А ружьё может быть только одно?
Осторожно, в этом блоке могут быть спойлеры
Нет. Если это маленькая история, например пьеса, то можно обойтись одним ружьём. Если это роман, то обычно вводят несколько.
Так, в поттериане одним из ружей будет дневник Тома Реддла. Кажется, что дневник «выстреливает» во второй части, когда приводит Гарри в Тайную комнату, но в последних книгах Роулинг объясняет, что на самом деле скрывалось в старой тетрадке.
Ещё одним ружьём можно назвать образ Кровавого Барона. Это призрак Слизерина, которого пугаются не только люди, но и другие привидения. В конце истории становится понятно, почему: именно Кровавый Барон убил Серую Даму – призрака Когтеврана и дочь основательницы факультета, Кандиды. Позже эта деталь вместе с парой других «выстрелят» в виде крестража.
А что, если добавить в историю кучу деталей, просто чтобы было красиво?
Такое Антон Павлович, скорее всего, не одобрил бы, и многие писатели и критики с ним бы согласились.
Ненужные, хотя и красивые детали, загружают историю, особенно когда их много. Кажется, что так автор пытается отвлечь внимание от сюжетных несостыковок.
А ещё бывает, что какая-то деталь появляется в книге неожиданно – и очень приятно, как в том видео. Так, что герои, которые до этого не могли решить проблему, очень быстро со всем справляются благодаря этой детали.Такие штуки выглядят очень нелепо и искусственно, а назвают их роялем в кустах.
Почему рояль и почему в кустах?
Такой образ появился в советской ТВ-миниатюре «Совершенно случайно». По её сюжету ведущий встречает на бульваре пенсионера, который умеет играть на музыкальных инструментах. Очень удачно у пенсионера под рукой оказывается скрипка, а потом герои обнаруживают в кустах рояль.
Появление детали пенсионер комментирует фразой: «Здесь как раз в кустах случайно стоит рояль, я могу сыграть».
После выхода миниатюрки фраза «рояль в кустах» стала крылатой. Так начали называть «искусственную случайность», которая появляется в произведении ровно в тот момент, когда это больше всего нужно героям. Хотя до этого речи о ней не шло.