Интернет-магазин «Читай-город»

Дети в семье: соперничество и ревность

Советы для родителей из книги «Тени»

В семье с несколькими детьми соперничество может возникать в разных ситуациях или существовать постоянно. Однако оно всегда разрушительно и вредно для отношений. Мы выбрали из книги Ирины Зартайской «Тени» 15 советов родителям, как избежать ревности и конкуренции, минимизировать потери от ситуаций, где этим эмоциям уже нашлось место.

Тени
Зартайская И.
Тени

В жизни школьника Славика случилось много перемен: появилась сестра, он переживает первую влюблённость. Книга не оставляет равнодушными ни взрослых, ни юных читателей. Повесть «Тени» – прекрасный образец современной прозы для детей от восьми лет.

809 ₽
544 ₽
32
Купить

15 советов родителям из книги Ирины Зартайской «Тени»

  1. Родители должны знать, что идеальной разницы в возрасте между детьми не существует. А ещё любят детей по-разному, не сильнее или слабее, а по-другому, именно поэтому в одной семье вырастают отличающиеся друг от друга люди.
  2. Важно налаживать тактильный контакт старшего с малышом, чтобы первый ребёнок ощутил, насколько младший слабый и беззащитный.
  3. Необходимо хвалить за любые мелочи, например, если старший ребёнок помыл соску или принёс бутылочку, говорить о ценности этих действий и значении помощи для мамы. Так он почувствует себя нужным.
  4. Поговорите с ребёнком, объясните, что вы понимаете его чувства и не будете ругать за них. Расскажите, что вы его сильно любите, гордитесь им и хотите, чтобы в вашей семье все жили дружно и не ссорились.
  5. Родители должны общаться со старшим ребёнком ежедневно и без участия в процессе младшего, то есть первенцу нужно уделять персональное время.
  6. Необходимо максимально сохранить уклад жизни и распорядок дня старшего ребёнка.
  7. Не пытаться задобрить первенца подарками и вседозволенностью. В противном случае это приведёт к манипулятивному поведению.
  8. Продумывать совместный досуг, где будут задействованы все члены семьи.
  9. Никаких сравнений между детьми! Исключите элементы соперничества, то есть игры из серии «кто быстрее/умнее/ловчее» и так далее.
  10. Не вставать на позицию «всё для младшего». Если к старшему ребенку пришли друзья, то малыш может играть либо по их правилам, либо в другой комнате сам, так, как он захочет. Но заставлять ребят потакать желаниям или возможностям малыша не стоит.
  11. Конечно, младший ребёнок требует больше времени. Со старшим стоит поговорить на эту тему. Сравните детей с руками: ведь нельзя любить правую больше, чем левую. А ещё можно сказать: «Я люблю тебя ДОЛЬШЕ». Действенная терапевтическая техника, ведь это не что-то абстрактное, а реальный срок и факт, с которым не поспоришь.
  12. В спорных ситуациях мама и папа должны позволить детям высказаться, после провести ритуал примирения (обняться, проговорить «мирись, мирись и больше не дерись»).
  13. Последовательное поведение обоих родителей, то есть оценка поведения малыша и реакция на него мамы и папы должны быть солидарными и однотипными.
  14. Дублирование покупок обоим детям. Нельзя забывать старшего в угоду младшему ребёнку.
  15. Совместное чтение терапевтических сказок и рассказов, где есть братья и сестры.

Например, совсем недавно вышла книга Ирины Зартайской «Тени». Повесть рассказывает о том, как родители усыновили дочку погибшей подруги. Конечно, у старшего сына возник конфликт в отношениях с семьёй. Повествование ведётся от лица мальчика, и он выражает свои чувства открыто. Через такого героя и ваш первенец сможет понять и озвучить свои тревоги или недовольство. Во время чтения можно спросить старшего: «А ты такое чувствовал? Так думал?»

Герою книги приходится брать маленькую Эленку с собой на прогулки, делить с ней одну комнату и успокаивать её, когда она пугается ночью неведомых теней. Славик ревнует девочку к родителям. «Папа подхватил Эленку на руки и понёс на кухню. Как он арбуз при этом тащил – не пойму. Просто идиллия какая-то, можно медаль ему вручать за примерное отцовство».

Здесь же в историю вплетается первая детская влюблённость Славика. По ходу повествования мальчик взрослеет и понимает, что этот процесс предполагает не вседозволенность, а наоборот, рост ответственности – и не только за себя самого.

Главный герой Славик приходит к важному выводу: «Теперь нас четверо. Наша команда „Три“ увеличилась ещё на одного человека, но от этого вовсе не стала хуже».

Читать подобные книги можно сразу с двумя детьми, если их возраст близок, либо же, если второй совсем малютка, только одному. Попробуйте обсудить с ребёнком поступки, мотивацию и эмоции героев. Через книгу ребёнку проще прожить ситуацию, увидеть позитивный пример героя и стремиться к нему, понять, что он не одинок в своем положении старшего ребенка.