Дети в семье: соперничество и ревность
Советы для родителей из книги «Тени»
В семье с несколькими детьми соперничество может возникать в разных ситуациях или существовать постоянно. Однако оно всегда разрушительно и вредно для отношений. Мы выбрали из книги Ирины Зартайской «Тени» 15 советов родителям, как избежать ревности и конкуренции, минимизировать потери от ситуаций, где этим эмоциям уже нашлось место.
В жизни школьника Славика случилось много перемен: появилась сестра, он переживает первую влюблённость. Книга не оставляет равнодушными ни взрослых, ни юных читателей. Повесть «Тени» – прекрасный образец современной прозы для детей от восьми лет.
15 советов родителям из книги Ирины Зартайской «Тени»
- Родители должны знать, что идеальной разницы в возрасте между детьми не существует. А ещё любят детей по-разному, не сильнее или слабее, а по-другому, именно поэтому в одной семье вырастают отличающиеся друг от друга люди.
- Важно налаживать тактильный контакт старшего с малышом, чтобы первый ребёнок ощутил, насколько младший слабый и беззащитный.
- Необходимо хвалить за любые мелочи, например, если старший ребёнок помыл соску или принёс бутылочку, говорить о ценности этих действий и значении помощи для мамы. Так он почувствует себя нужным.
- Поговорите с ребёнком, объясните, что вы понимаете его чувства и не будете ругать за них. Расскажите, что вы его сильно любите, гордитесь им и хотите, чтобы в вашей семье все жили дружно и не ссорились.
- Родители должны общаться со старшим ребёнком ежедневно и без участия в процессе младшего, то есть первенцу нужно уделять персональное время.
- Необходимо максимально сохранить уклад жизни и распорядок дня старшего ребёнка.
- Не пытаться задобрить первенца подарками и вседозволенностью. В противном случае это приведёт к манипулятивному поведению.
- Продумывать совместный досуг, где будут задействованы все члены семьи.
- Никаких сравнений между детьми! Исключите элементы соперничества, то есть игры из серии «кто быстрее/умнее/ловчее» и так далее.
- Не вставать на позицию «всё для младшего». Если к старшему ребенку пришли друзья, то малыш может играть либо по их правилам, либо в другой комнате сам, так, как он захочет. Но заставлять ребят потакать желаниям или возможностям малыша не стоит.
- Конечно, младший ребёнок требует больше времени. Со старшим стоит поговорить на эту тему. Сравните детей с руками: ведь нельзя любить правую больше, чем левую. А ещё можно сказать: «Я люблю тебя ДОЛЬШЕ». Действенная терапевтическая техника, ведь это не что-то абстрактное, а реальный срок и факт, с которым не поспоришь.
- В спорных ситуациях мама и папа должны позволить детям высказаться, после провести ритуал примирения (обняться, проговорить «мирись, мирись и больше не дерись»).
- Последовательное поведение обоих родителей, то есть оценка поведения малыша и реакция на него мамы и папы должны быть солидарными и однотипными.
- Дублирование покупок обоим детям. Нельзя забывать старшего в угоду младшему ребёнку.
- Совместное чтение терапевтических сказок и рассказов, где есть братья и сестры.
Например, совсем недавно вышла книга Ирины Зартайской «Тени». Повесть рассказывает о том, как родители усыновили дочку погибшей подруги. Конечно, у старшего сына возник конфликт в отношениях с семьёй. Повествование ведётся от лица мальчика, и он выражает свои чувства открыто. Через такого героя и ваш первенец сможет понять и озвучить свои тревоги или недовольство. Во время чтения можно спросить старшего: «А ты такое чувствовал? Так думал?»
Герою книги приходится брать маленькую Эленку с собой на прогулки, делить с ней одну комнату и успокаивать её, когда она пугается ночью неведомых теней. Славик ревнует девочку к родителям. «Папа подхватил Эленку на руки и понёс на кухню. Как он арбуз при этом тащил – не пойму. Просто идиллия какая-то, можно медаль ему вручать за примерное отцовство».
Здесь же в историю вплетается первая детская влюблённость Славика. По ходу повествования мальчик взрослеет и понимает, что этот процесс предполагает не вседозволенность, а наоборот, рост ответственности – и не только за себя самого.
Главный герой Славик приходит к важному выводу: «Теперь нас четверо. Наша команда „Три“ увеличилась ещё на одного человека, но от этого вовсе не стала хуже».
Читать подобные книги можно сразу с двумя детьми, если их возраст близок, либо же, если второй совсем малютка, только одному. Попробуйте обсудить с ребёнком поступки, мотивацию и эмоции героев. Через книгу ребёнку проще прожить ситуацию, увидеть позитивный пример героя и стремиться к нему, понять, что он не одинок в своем положении старшего ребенка.