Доверять, но проверять: кто такой ненадёжный рассказчик
10 книг, в которых все недоговаривают
В литературе между автором и читателями действует негласный договор: можно верить тому, что написано. Но порой это правило нарушается – и тогда в игру вступает ненадёжный рассказчик. Кто это такой и зачем писатели доверяют ему свои истории? Объясняем на примерах из книг. Без спойлеров!
Немного теории
Уэйн Бут – так звали литературного критика, который в 1961 году первым разделил рассказчиков на надёжных и не очень, использовав эти термины в своей работе:
Когда именно в книгах появились ненадёжные рассказчики, определить сложно: эта традиция уходит к народным былинам о встречах с нечистой силой. Их слушатели верили словам рассказчика, не имея возможности убедиться в достоверности истории.
Кто такой ненадёжный рассказчик
Если коротко, то ненадёжный рассказчик – это персонаж, который делится историей, вводя читателя в заблуждение. Иногда он делает это намеренно, чтобы скрыть неприятные факты о себе. Например, так поступает герой повести Антона Чехова «Драма на охоте», по мотивам которой сняли фильм «Мой ласковый и нежный зверь».
Редактор издательства читает рукопись, написанную бывшим следователем Иваном Камышевым. В ней – запутанная история, которая приводит к убийству молодой девушки. И в финале книги виновник получает заслуженное наказание. Но редактор подозревает, что всё это произошло в реальной жизни – только закончилось не совсем так.
В других случаях ненадёжный рассказчик может и сам не знать всей правды, особенно если у него нет возможности объективно смотреть на происходящее. Как, например, у героя повести Владимира Набокова «Соглядатай», который после попытки самоубийства теряет связь с реальностью.
Безымянный рассказчик пытается узнать больше о Смурове – поклоннике его новой знакомой Вари. В своём расследовании он не стесняется никаких методов: ни украденных писем, ни взломанных дверей. И со временем начинает понимать, что таинственный Смуров подозрительно похож на него.
Владимир Набоков использовал ненадёжных рассказчиков и в других книгах, включая свой самый известный роман – «Лолиту». Его персонаж Гумберт не способен беспристрастно рассказать историю, не пытаясь оправдать свои действия.
Кадр из фильма «Лолита» 1997 года / Источник: kinopoisk.ru
На примере книг Набокова видно, что приём «ненадёжный рассказчик» хорошо подходит для экспериментальной авторской прозы. А в каких ещё жанрах он встречается?
Запутать следы: ненадёжные рассказчики в детективах и триллерах
Вводя ненадёжного рассказчика в детективный сюжет, автор создаёт дополнительную интригу и получает возможность удивить неожиданным финалом. А ещё в этом случае практически невозможно вычислить убийцу самостоятельно – ведь читатель не видит полноценной картины.
В детективной истории приём «ненадёжный рассказчик» одним из первых использовал английский писатель Уилки Коллинз – автор «Лунного камня», опубликованного в 1866 году. Считается, что эта книга во многом определила законы жанра.
В день своего совершеннолетия Рэйчел Вериндер получает в подарок алмаз, который в прошлом украшал статую индийского божества. Легенды гласят, что на нём лежит проклятье, и тот, к кому камень попадёт в руки, обречён на несчастья. Совпадение это или нет, но неприятности начинаются уже на следующий день после праздника – алмаз похищают. Кто решился на это преступление?
Спустя несколько десятков лет традицию приняла Агата Кристи, которая воспользовалась этим приёмом в одной из историй об Эркюле Пуаро.
Эркюль Пуаро переезжает в спокойную сельскую местность, но и там не может отойти от дел. Детектива просят расследовать убийство эсквайра Роджера Экройда, смерть которого оказалась выгодна многим людям.
Испытать себя: зачем нужны ненадёжные рассказчики
Ненадёжные рассказчики выбивают читателей из равновесия и заставляют испытывать сильные эмоции – от гнева до восхищения. Читая книги, в которых используется этот приём, можно почувствовать себя не только наблюдателем, но и участником действия, который хочет понять, что же происходит вокруг него.
Что ещё почитать, если хотите познакомиться с ненадёжным рассказчиком
Планируя поездку в Шотландию, Амелия рассчитывала снова сблизиться со своим мужем Адамом, который, кажется, любит криминальные романы больше, чем жену. Но как только пара приезжает на отдых, вокруг начинают происходить сначала странные, а потом по-настоящему жуткие вещи.
Эми и Ник готовятся отмечать пятилетний юбилей семейной жизни. Но накануне праздника Эми пропадает, а Ник становится главным подозреваемым в её исчезновении. Вокруг мужчины затягивается плотный узел интриг, который он сможет распутать, только открыв свои самые неприятные секреты.
Во время похода на новогодний праздник автослесарь Петров вспоминает о своём советском детстве. После этого со всеми членами его семьи начинают происходить невероятные вещи. Но из-за болезни главного героя сложно понять, где реальность, а где – галлюцинации, вызванные температурой.
Детектив Кристофер Бэнкс едет из Лондона в Шанхай, чтобы раскрыть главное дело своей жизни – убийство его родителей. Но многообещающее расследование идёт совсем не так, как планировал герой.
Страдающий бессонницей консультант по страховым выплатам встречает Тайлера Дёрдена – человека, который показывает ему необычный способ решения проблемы. Герой погружается в мир нового знакомого, чьи идеи со временем становятся всё более радикальными.
1663 год, Англия. Карл II возрождает монархию после неудавшейся революции. И в это время при королевском дворце происходит убийство, о котором рассказывают четыре разных участника событий. Осталось понять, кто из них говорит правду.