Интернет-магазин «Читай-город»

Древние истории: 5 фактов о Константинополе

Документы, источники, даты

Сотни тысяч туристов сегодня устремляются в Стамбул. Однако далеко не все знают, что на протяжении столетий этот город оставался столицей не мусульманского, а христианского мира, и носил название Константинополь, а впечатляющая своими масштабами Большая мечеть Айя-София более тысячи лет считалась самым большим христианским храмом в мире.

Легенды Царьграда
Виноградов А. (пер.)
Легенды Царьграда

В книгу вошёл перевод «Патрий Константинополя» – греческих текстов о великом городе и его достопримечательностях. Невероятные легенды погрузят вас в великое прошлое Константинополя, его древних храмов и статуй, стен и дворцов.

1 039 ₽
852 ₽
17
Купить
Делимся 5 интересными фактами из книги:

  1. Урбанистическая мифология
  2. Каждый город рано или поздно обрастает легендами. Константинополь, на протяжении веков остававшийся крупным торговым портом и центром христианского мира, стремительно оброс легендами, в которых переплелись предания языческого прошлого и всевозможные оттенки настоящего. Первый сборник константинопольских легенд появился при императоре Юстиниане I, во времена расцвета столицы.

  3. «Патрии Константинополя»
  4. Название сборника городских легенд происходит от позднеантичного литературного жанра патрий. Впервые жанр упоминается в III веке н.э.: некий Каллиник из Петры, современник императора Диоклетиана, посвятил патрии Риму. Термин «патрия» переводится с греческого как «отеческие обычаи»; сюжет патрий развивается вокруг прошлого того или иного города, а также его окрестностей. Многие города римской империи, дабы стать частью эллинистической культуры, конструировали собственную историю, в которой смешивались как реальные факты, так и мифологические (например, происхождение некоторых городов приписывалось действиям Персея или Геракла).

  5. Возрождение из небытия
  6. На протяжении нескольких столетий патрии не создавались. Появление «Патрий Константинополя» можно связать с так называемым Македонским ренессансом, ознаменовавшим византийскую культуру IX–X веков. Этот период также именуют «эпохой византийского энциклопедизма». В Византии возрождается интерес к «эллинскому» прошлому и античной культуре; более того, Константин VII Багрянородный инициировал десятки энциклопедических проектов, призванных законсервировать римско-византийскую историю и культуру.

  7. Уникальность «Патрий»
  8. Итак, «Патрии Константинополя» вполне соответствуют двум тенденциям того периода: запросу на создание локальных историописаний в античном духе и энциклопедичности. Однако стилистически этот текст заметно выделяется на фоне других: Патрии не просто рассказывают о прошлом Константинополя и его достопримечательностях, но стараются развлечь читателя. Статуи здесь обретают магическую силу, в надписях на стенах и колоннах древнего города читаются предвестия грядущего конца света. Автор создаёт уникальный городской миф, предлагающий нам совершенно иное восприятие Города.

  9. Состав и источники
  10. Сложно судить о точной датировке Патрий. На основе косвенных свидетельств можно утверждать, что Патрии были завершены между 989 и 995 годами. Автором Патрий может являться византийский писатель Георгий Кодин, живший в первой половине XV века. Однако реальная личность составителя так и остается неизвестной.