Древние истории: 5 фактов о Константинополе
Документы, источники, даты
Сотни тысяч туристов сегодня устремляются в Стамбул. Однако далеко не все знают, что на протяжении столетий этот город оставался столицей не мусульманского, а христианского мира, и носил название Константинополь, а впечатляющая своими масштабами Большая мечеть Айя-София более тысячи лет считалась самым большим христианским храмом в мире.
В книгу вошёл перевод «Патрий Константинополя» – греческих текстов о великом городе и его достопримечательностях. Невероятные легенды погрузят вас в великое прошлое Константинополя, его древних храмов и статуй, стен и дворцов.
- Урбанистическая мифология
- «Патрии Константинополя»
- Возрождение из небытия
- Уникальность «Патрий»
- Состав и источники
Каждый город рано или поздно обрастает легендами. Константинополь, на протяжении веков остававшийся крупным торговым портом и центром христианского мира, стремительно оброс легендами, в которых переплелись предания языческого прошлого и всевозможные оттенки настоящего. Первый сборник константинопольских легенд появился при императоре Юстиниане I, во времена расцвета столицы.
Название сборника городских легенд происходит от позднеантичного литературного жанра патрий. Впервые жанр упоминается в III веке н.э.: некий Каллиник из Петры, современник императора Диоклетиана, посвятил патрии Риму. Термин «патрия» переводится с греческого как «отеческие обычаи»; сюжет патрий развивается вокруг прошлого того или иного города, а также его окрестностей. Многие города римской империи, дабы стать частью эллинистической культуры, конструировали собственную историю, в которой смешивались как реальные факты, так и мифологические (например, происхождение некоторых городов приписывалось действиям Персея или Геракла).
На протяжении нескольких столетий патрии не создавались. Появление «Патрий Константинополя» можно связать с так называемым Македонским ренессансом, ознаменовавшим византийскую культуру IX–X веков. Этот период также именуют «эпохой византийского энциклопедизма». В Византии возрождается интерес к «эллинскому» прошлому и античной культуре; более того, Константин VII Багрянородный инициировал десятки энциклопедических проектов, призванных законсервировать римско-византийскую историю и культуру.
Итак, «Патрии Константинополя» вполне соответствуют двум тенденциям того периода: запросу на создание локальных историописаний в античном духе и энциклопедичности. Однако стилистически этот текст заметно выделяется на фоне других: Патрии не просто рассказывают о прошлом Константинополя и его достопримечательностях, но стараются развлечь читателя. Статуи здесь обретают магическую силу, в надписях на стенах и колоннах древнего города читаются предвестия грядущего конца света. Автор создаёт уникальный городской миф, предлагающий нам совершенно иное восприятие Города.
Сложно судить о точной датировке Патрий. На основе косвенных свидетельств можно утверждать, что Патрии были завершены между 989 и 995 годами. Автором Патрий может являться византийский писатель Георгий Кодин, живший в первой половине XV века. Однако реальная личность составителя так и остается неизвестной.