Дюжина «Русского Букера»
12 книг-лауреатов премии «Русский Букер» разных лет
В конце 1991 года была учреждена премия «Русский Букер» за лучший роман на русском языке, опубликованный за последние 12 месяцев. В прошлом году вручение авторитетной награды – российского аналога мировой премии было поставлено на паузу в связи с отсутствием финансирования, а в этом году на официальном сайте премии появилось уведомление о ее приостановке. Фонд «Русского Букера» тем временем остается открытым, что вселяет читающему человечеству надежду на то, что когда-нибудь премия к нам вернется.
А пока мы собрали на книжной полке двенадцать романов – лауреатов «Русского Букера», в разные годы больше всех прочих впечатливших Букеровский комитет. Спасибо за 26 лет волнения за полюбившихся авторов, безудержной радости от их побед, предвкушения новых литературных открытий и потрясающего удовольствия от чтения отличных книг!
Победитель «Русского Букера» - 2017
Убить Бобрыкина
На счастье ржавый гвоздь и на двери подкова. Четырехлистный клевер, старый ключ. Ресница, перышко рябое, автобусный билет, билет трамвайный, монетка вверх орлом, куриный бог, Илья-пророк, каштан в кармане правом, мутная вода с крупой беленой – все на счастье… все.
Маленький человечек Саша Шишин рассказывает историю о том, как отчаянно защищается от зла и жестокости этого мира, воплощенных в его давнем враге Бобрыкине и грозной фигуре Матери. Беспомощный, по-детски наивный, почти юродивый Саша ведет свою борьбу, неся на стягах образ иллюзорной, но прекрасной любви своего детства — Танечки. Страшный, полный угроз и печалей мир видят его глаза, а его повторяющиеся, заунывные причитания — это крик о помощи. Ругань матери, жуткие воспоминания из детства и неприглядный быт окружающей действительности роятся в воспаленном, больном мозгу Шишина. Он хочет от них спрятаться, уйти в светлый мир Танечкиных писем, но ему это так и не удается...
Победитель «Русского Букера» - 2016
Крепость
Настоящий историк обязан иметь предельно оголенные нервы, постоянно страдать, переживая то, о чем пишет, даже упиваться человеческой болью, из которой соткана история.
Археолог Иван Мальцов, фанат своего дела, честный и принципиальный до безрассудства ведет раскопки в старинном русском городке, пишет книгу об истории Золотой Орды и сам - подобно монгольскому воину из его снов-видений - бросается на спасение древней Крепости, которой грозит уничтожение от рук местных нуворишей и столичных чиновников. Средневековые легенды получают новое прочтение, действие развивается стремительно, чтобы завершиться острым и неожиданным финалом. Ошеломительная, большая и умная книга для всех, кому хочется особенного чтения.
Победитель «Русского Букера» - 2015
Вера
Вера заглядывала в их глаза, как собака, привязанная у магазина, высматривает хозяина. Они же приподнимались на цыпочках, силясь увидеть что-то самое важное, не догадываясь, что увидеть ничего нельзя, как ни вглядывайся, потому что там ничего нет, а все, достойное внимания, – перед носом.
В центре повествования – судьба Веры, типичная для большинства российских женщин, пытающихся найти свое счастье среди измельчавшего мужского племени. Избранники ее – один другого хуже. А потребность стать матерью сильнее с каждым днем. Может ли не сломаться Вера под натиском жестоких обстоятельств? Может ли выжить Красота в агрессивной среде? Как сложится судьба Веры и есть ли вообще в России место женщине по имени Вера? Ответы – или, точнее, поводы для размышления на заданную тему – в романе Александра Снегирева.
Победитель «Русского Букера» - 2011
Ложится мгла на старые ступени
Наказаний у деда было два: не буду гладить тебя по голове и - не поцелую на ночь. Второе было самое тяжелое; когда дед его как-то применил, Антон до полуночи рыдал.
Воспоминания, которые увлекательнее вымысла. Персонажи, которые живее иных реальных знакомых. Герои, в которых узнаваемы мы сами. Удивительный роман Александра Чудакова написан столь великолепным, сочным, объемным языком, что все происходящее в нем будто бы случилось прямо на наших глазах. Александр Чудаков, выдающийся российский филолог, написал роман, с высочайшей концентрацией исторической правды воссоздав образ истинной России в ее тяжелейшие годы.
Цветочный крест
Ох, как же вредны были привычки Феодосьи все обмысливать! Все горе ея, вся юдоль земная от розмыслей проистекали. Не думать бы ей, али хотя бы, не эдак настойчиво, как хорошо бы всем было!
Роман Елены Колядиной в свое время стал главной интригой премии «Русский Букер» и вызвал шквал откликов в диапазоне от «позор» и «богохульство» до «настоящая литература» и «высокое и светлое». История молодой женщины, сожженной в Тотьме в 1672 году «за ведьмовство», - исторический факт, он-то и лег в основу романа, все остальное «небылица-небывальщина», лихо закрученная вокруг главных персонажей романа: девицы Феодосии, она же впоследствии блаженная, молодого священника отца Логгина и скомороха Истомы.
Победитель «Русского Букера» - 2009
Время женщин
– Ты, – говорит, – сердца на нее не держи. Жизнь ее такая – вроде доски стиральной: ребрами да ребрами...
Ленинград, рубеж 1950–1960-х. Коммуналка, где живут три одинокие старухи «из бывших» — Ариадна, Гликерия и Евдокия. Волей судьбы они становятся самыми близкими людьми для немой девочки, которая «разговаривает» с ними с помощью своих рисунков. О той жизни, о своих бабушках, об ушедшем, но не исчезающем прошлом ведет рассказ выросшая девочка, художница… Также в книгу вошел роман «Крошки Цахес» — воспоминания девочки из другой эпохи. Середина 1970-х. Элитарная ленинградская школа. На подмостках школьной сцены ставятся шекспировские трагедии. Кажется, что этот мир высоких страстей совсем не похож на советский, в котором живут учителя и ученики.
Победитель «Русского Букера» - 2008
Библиотекарь
Она всегда хвалила и поддерживала меня, да и просто любила таким, каков я есть: впечатлительным, нервным, далеко не самым мужественным, только и название – «библиотекарь»…
«Библиотекарь» - роман, породивший скандалы и дискуссии: книги здесь используются по прямому архетипическому назначению - оправленные в металл, они сокрушают слабенькие черепные коробки, ломают судьбы, зовут на костер и вторгаются в ткань мироздания. Скучнейшие производственные романы всеми забытого советского писателя Громова спустя годы после его смерти обнаруживают в себе магические свойства: каждый способен наделить читателя сверхъестественными способностями. Важен не только текст, но и типографская краска и бумага; за раритетами охотятся несколько сект библиофилов, а за право читать Книгу приходится сражаться с топором в руке…
Победитель «Русского Букера» - 2007
Матисс
Тут что-то с метафизикой пространства. Мало того что оно распалось и опустело, оно к тому же переместилось внутрь. Снаружи Родины теперь нет. Зато она есть внутри. И давит.
В романе Александра Иличевского «Матисс» речь идет не о знаменитом французском художнике, а о русском физике, который неожиданно решается на «перемену участи» и становится бродягой, бомжом. А Матисс – это символ яркости, света, невозможного, того, чего не хватает в повседневной жизни герою, – он яростно противится обыденности и несвободе.
Победитель «Русского Букера» - 2006
2017
Чувства и мысли жены имели для Анфилогова такое же значение, что и чувства и мысли прочих людей, с которыми профессор вел дела, – то есть никакого. Профессор попросту не верил в их существование.
2017 год. Большой уральский город. Мир горных духов. Главный герой - талантливый огранщик камней, его друзья - хитники - члены закрытого клана, они одержимы добычей драгоценных камней. Его возлюбленная не называет имени, он не знает ее адреса, хотя у него есть ключи от ее квартиры… Постоянный вызов судьбе, постоянная игра. Свидание всегда назначается только одно, каждая вылазка в горы может стать последней. А вместе с тем приближается годовщина октябрьской революции и на улицах города разыгрывают театрализованные сражения красных и белых, которые превращаются в настоящий переворот.
Победитель «Русского Букера» - 2004
Вольтерьянцы и вольтерьянки
Именно Коля открыл удивительные свойства Мишиной головы. Об неё можно было сломать любую дубину или доску, не причинив юному органу мысли ни малейшего вреда.
Кто такой Вольтер? Известный скандальный вольнодумец 18-го века, давно ставший скучной хрестоматийной фигурой в учебниках истории и литературы? Или же это вечно живой символ свободы, родной и близкий не только капризным французам, но и широкой русской душе? Роман Аксенова не дает прямых ответов на эти вопросы. Это – изящная фантасмагория о либеральной идее в России и о ее причудливом воплощении.
Победитель «Русского Букера» - 2003
Белое на черном
Я - герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног - ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой - все. Ты обречен быть героем до конца своих дней.
Рубен Давид Гонсалес Гальего, русский писатель, внук генерального секретаря Коммунистической партии народов Испании, на опыте своей жизни в советской России, большая часть которой прошла в интернатах для детей-инвалидов, в полной мере ощутил значение слов «коммунистическая мораль». Об этом опыте его блистательный автобиографический роман в рассказах «Белое на черном», ставший сенсацией уже в журнальной публикации, а затем получивший премию «Русский Букер» как лучший роман года.
Победитель «Русского Букера» - 2001
Казус Кукоцкого
Я поздравляю тебя с собой, а себя – с тобой.
Герой «Казуса Кукоцкого» - гениальный врач, то, что называется, милостью Божьей. Это открывает для автора огромные романные возможности, ведь человек этой профессии каждый день смотрит в бездну: граница между здоровьем и нездоровьем - та же граница между жизнью и смерть, свободой и несвободой. Время действия в романе - сороковые-шестидесятые: излет сталинской эпохи, разгром генетики, смерть тирана, оттепель, первые джазмены. Телесность и, казалось бы, самая грубая физиология (здесь автор не боится подойти к самому краю) тесно сплетаются с темой судьбы - в высоком, почти древнегреческом ее понимании.