![](https://content.img-gorod.ru//content/uf/64/683/64683.png)
Фрэнк Герберт: создатель «Дюны» и не только
О творческом пути легендарного фантаста 20 века рассказывает Дмитрий Злотницкий
На киноэкраны выходит вторая часть «Дюны», основанной на одноимённом романе Фрэнка Герберта. Имя автора ассоциируется именно с этой книгой и грандиозной по размаху сагой, начавшейся с неё. В честь премьеры мы хотим рассказать, как родилась одна из самых известных космических опер 20 века, а заодно напомнить, что ею творчество Фрэнка Герберта не ограничивается.
![](https://content.img-gorod.ru//content/uf/64/695/64695.jpg)
Долгая дорога к «Дюне»
Фрэнк Герберт уже в раннем возрасте решил, что хочет связать свою жизнь с литературой. Он рано научился читать и обожал этот делать. Авторами, на чьих произведениях он рос, были классики фантастики и приключенческой литературы – Жюль Верн, Герберт Уэллс и Эдгар Райс Берроуз. Но реализовать свою детскую мечту и начать зарабатывать литературой Герберт сумел далеко не сразу.
Впрочем, львиная доля его профессиональной деятельности была связана со словом. Работать он начал уже в 19 лет – в качестве журналиста. Впоследствии Герберт сотрудничал с различными изданиями как пишущий автор и фотограф – снимать любил ещё с подросткового возраста, когда у него появилась первая фотокамера. В качестве фотографа он служил в военно-морских силах США во время Второй мировой войны – правда, всего шесть месяцев, после чего из-за травмы был отправлен в отставку.
После войны Герберт учился в Вашингтонском университете, где в частности посещал курсы литературного мастерства, но высшего образования так и не получил. По словам сына писателя, Брайана, причина была в том, что Фрэнк Герберт хотел изучать только то, что его интересовало. Круг интересов его, впрочем, был весьма обширен – это и экология, и политика, и религия, и психология. И все они нашли то или иное отражение на страницах книг автора.
Литературная карьера Фрэнка Герберта началась с публикации приключенческих рассказов, а чуть позднее, в начале 50-х, он обратился к фантастике. С тех пор рассказы Герберта регулярно выходили в фантастических журналах. В 1955 году он написал свой дебютный роман «Дракон в море» – тот рассказывает об экипаже подводной лодки, участвующей в войне за природные ресурсы в начале 21 века. Однако долгое время заработки Фрэнка Герберта на литературе были достаточно скромными, и не позволяли посвятить всего себя творчеству.
За роман, который стал его Magnum Opus, Герберт взялся в 1959 году. Идея написать о песчаной планете родилась у автора во время поездки в Орегон, где он увидел настоящее бескрайнее море дюн. Подготовка к написанию романа и работа над ним заняли около шести лет, хотя ещё до того, как «Дюна» стала такой, какой мы её знаем сегодня, она частями публиковалось в журнале Analog. Книжные издатели не проявляли к рукописи интереса – Герберт получил более двадцати отказов прежде чем, наконец, нашлось одно, которое решило выпустить роман.
Хитом «Дюна» стала не сразу – первые продажи оставляли желать лучшего, и издатель даже поторопился записать роман в провальные. Однако книга, которая предлагала читателям необычный и яркий образ далёкого будущего, могла похвастаться драматичным сюжетом с безжалостной борьбой за власть и интригами, а ещё давала богатую пищу для размышлений о политике, роли личности в истории, религии и экологии, постепенно находила всё больше почитателей. Среди них были и многие коллеги Герберта по фантастическому цеху – восторженно отзывались о «Дюне», например, Артур Кларк и Роберт Хайнлайн. Роман завоевал жанровые премии «Хьюго» и «Небьюла», и постепенно завоевал нешуточную популярность – хотя только спустя несколько лет после выхода «Дюны» литературные гонорары Герберта достигли того уровня, что он смог заниматься только писательством.
Будущее Арракиса и другие миры
«Дюну» вполне можно читать, как самостоятельное произведение с завершённым сюжетом. Но после успеха книги Герберт, конечно, взялся за продолжения. Всего автор написал ещё пять романов о вселенной «Дюны» – причём, если в первых двух действие разворачивалось вскоре после событий первого тома, то сюжет последующих переносился на многие поколения вперёд.
Циклом уже в 70-х годах заинтересовался Голливуд. Невероятно масштабную и экранизацию романа собирался поставить Алехандро Ходоровски, планировавший, что фильм продолжительностью аж в 14 часов с Сальвадором Дали, Орсоном Уэллсом и Алленом Делоном в качестве исполнителей главных ролей. Однако проект не выдержал тяжести собственных амбиций и почил в бозе, а некоторые из своих наработок Ходоровски впоследствии использовал при создании своей серии комиксов «Метабароны».
В 1984 году на экраны вышел фильм по «Дюне» от Дэвида Линча. Картина удостоилась похвалы от Герберта и с годами завоевала культовый статус, но в момент релиза провалилась в прокате, а сам режиссёр предпочитает не вспоминать об этой своей работе.
![](https://content.img-gorod.ru//content/uf/64/697/64697.jpg)
Безусловно «Дюна» затмевает собой все прочие работы авторы, которые известны куда меньше, хотя тоже заслуживают внимания ценителей фантастики. Более того, без знакомства с ними вряд ли получится в полной мере оценить размах таланта Герберта и широту тем, которые интересовали его. Например, уже вскоре после оригинальной «Дюны» свет увидели антиутопия «Глаза Гейзенберга» и экологическая фантастика ближнего прицела «Зелёный мозг». Первая рассказывает о мире далёкого, где генная инженерия разделила человечество на несколько каст и большинство людей оказались в положении бесправных рабов. Во второй Герберт показывает, как необдуманный экологический эксперимент приводит к глобальной катастрофе и возникновению на Земле нового разумного вида, мыслящего совсем не так, как человек.
«Барьеры Сантароги», где главным героем выступает психолог, пытающийся раскрыть тайну странного маленького города, кажутся книгой, которую мог бы написать Стивен Кинг. А в «Небесных творцах» Герберт обращается к вечной для фантастике теме контакта с инопланетным разумом, но находит к ней весьма нетривиальный подход.
В общем, у автора хватает примечательных произведений и помимо «Дюны», и, если она пришлась вам по вкусу, то советуем присмотреться и к другим его книгам.
Наследие Фрэнка Герберта
В 1985 году увидел свет роман «Капитул Дюны», ставший шестым романом цикла. Но завершить серию Герберт не успел – в феврале 1986 года писатель ушёл из жизни. Сага осталось незаконченной, и долгие годы казалось, что поклонникам уже не доведётся прочесть её финал.
Впрочем, даже в отсутствии новых книг о «Дюне» не забывали. В 90-х по ней вышло несколько компьютерных игр, самой значительной из которых стала Dune II. В ней игрок должен был попытаться захватить песчаный Арракис, взяв под управление один из великих домов – Атрейдисов, Харконенов или отсутствовавших в книге Ордосов. Dune II по праву можно назвать прародительницей современных стратегий в реальном времени – именно её разработчики заложили основы жанра.
![](https://content.img-gorod.ru//content/uf/64/701/64701.png)
Возрождение же книжной «Дюны» началось в 1997 году, когда сын Фрэнка Герберта, Брайан, решил выпустить новые книги по отцовской вселенной. Хотя Брайан уже пробовал себя в писательстве, и у него даже вышла книга, написанная в соавторстве со знаменитым отцом, для работы над грядущими романами он решил найти опытного напарника. Выбор пал на Кевина Андерсона, на счету которого было немало произведений по популярным вселенным – например, по «Звёздным войнам».
Первым делом соавторы выпустили трилогию, которая раскрывала предысторию оригинальной «Дюны» и фокусировалась на таких героях, как герцог Лето Атрейдес, леди Джессика, барон Владимир Харконнен или император Шаддам IV. За этой трилогией последовала ещё одна, которая рассказывала о далёком прошлом вселенной Герберта – о тех временах, когда человечество воевало с разумными машинами.
Впоследствии Андерсон и Герберт-младший написали и выпустили ещё изрядное количество романов, которые расширяют мир «Дюны» и позволяют поклонникам вновь встретиться с любимыми героями. Основываясь на заметках Фрэнка Герберта, соавторы выпустили «Охотники Дюны» и «Песчаные черви Дюны», на страницах которых завершили грандиозную историю, начавшуюся в оригинальной «Дюне».
Кроме того, в 21 веке вышли новые экранизации саги Герберта. Сначала телеканал Sci Fi Channel выпустил два мини-сериала – один по оригинальной «Дюне», а в основу второго романа легли «Мессия Дюны» и «Дети Дюны». А затем за дело взялся режиссёр Дени Вильнёв, который снял на основе знаменитого романа сразу два фильма, которые по праву можно отнести к числу наиболее громких блокбастеров последних лет. Нашумевшая экранизация безусловно привлекла к оригинальному роману немало новых читателей. Впрочем, и без этого «Дюна» с честью проходила проверку временем, уже более полувека сохраняя популярность и статус одной из жемчужин научной фантастики.
![](https://content.img-gorod.ru//content/uf/64/704/64704.png)
Больше фантастических статей Дмитрия Злотницкого:
5 фантастических и фэнтезийных книг, которые экранизируют в 2024 году