Интернет-магазин «Читай-город»

Интервью с писателем Эдуардом Веркиным

Мистический город, болотный дух и хроническое несчастье

Первая часть дилогии Эдуарда Веркина «снарк снарк» — многослойный и любопытный роман, в котором реальность переплетается с легендами и поверьями. На первый план выходит жизнь провинциального городка Чагинска, где родился главный герой. А на второй план – время, которое изменяет людей и пространство, искажает правду и дополняет повседневность вымыслом.

Сюжет романа рассказывает о писателе по имени Виктор, который приезжает в родной город Чагинск. Он собирается написать краеведческую книгу и для этого должен отличить исторические факты от городских легенд. Тем временем два местных подростка пропадают в лесу, не оставив никаких следов, кроме бейсболки с пятнами крови. Поиски полиции ни к чему не приводят, да и местные жители не спешат отправляться в леса. А ещё кто-то очень хочет, чтобы слишком любопытный писатель немедленно уехал из города.

Во второй книге Виктор снова приезжает в Чагинск. Ему не даёт покоя загадочное исчезновение детей, и он намерен узнать, что на самом деле случилось в тот день. Мрачная городская атмосфера притягивает героя, словно Чёрная топь, – проклятое место, о котором ходят жуткие слухи.

Мы поговорили с писателем Эдуардом Веркиным о его захватывающей дилогии «снарк снарк» и особенностях её символики.

В названии дилогии упоминается слово «снарк» – это отсылка к поэме Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»? Есть ли что-то общее между творчеством этого писателя и вашими романами?

«Охота на Снарка» написана так, что в ней несложно найти общее с любым произведением, так она, собственно, и задумывалась. Учитывая обилие переводов на русский, это ещё проще.

В обеих частях романа есть напряжённая погоня за злом, которое герои представляют как некого болотного духа Шушуна. Кто в итоге оказывается более страшным злом: легендарное чудовище или люди?

Мне кажется, что особой погони за злом нет, скорее, зло присматривается к героям, улыбается, выглядывает из-за плеча. И герои это чувствуют. Кто оказывается более страшным злом... Ответ будет слишком явным спойлером.

Жители Чагинска хотят найти в городе какую-то самобытность, которой можно было бы гордиться. Почему попытки выглядят фальшивыми, а героям так и не удаётся отыскать «изюминку»?

У Чагинска вполне есть, чем гордиться. Во время Великой Отечественной там был военный завод, люди работали на нём вполне самоотверженно, а многие воевали. Но на этом «туристический кластер» не построишь – требуются самые вкусные огурцы, резиденции Снегурочки, места силы, волшебные камни, череп коня вещего Олега и прочее. Вроде бы и изюминка в городе есть – та же чага, но, скажем так, на одной чаге далеко не уедешь.

Можно ли сравнить старуху Снаткину с Бабой-ягой – проводником между миром живых и миром мёртвых?

Снаткина не Баба-Яга, хотя весьма и весьма на неё похожа. Просто Снаткина слишком долго живёт. Она вполне себе вредная и языкастая старушка – таких много. Скорее, Снаткина это то, что принято называть «гением места».

Главный герой выглядит хронически несчастливым человеком. Почему творчество не приносит ему радости?

Счастливых людей вообще немного. И ошибочно полагать, что творческая жизнь – это сплошная радость. Скорее наоборот, радости в ней не так уж много. Герой как раз подозревает это и всеми силами от творческой жизни либо отстраняется, либо замещает её откровенной халтурой. А потом и вовсе уходит в сторону. И продолжительное время живёт вполне с удовольствием.

Во второй части романа главный герой шутит, что местным властям «в каждом приезжем борзописце мерещится инкогнито из Петербурга». Почему жители Чагинска считают его чужаком, ведь он с детства знаком со многими из них?

Он не «свой», типичный дачник. Это традиционное деление на «городских» и «местных». Для жителей маленького города Виктор своим не станет никогда. Он жил, в представлении местных, легко и беззаботно. И в 2001 году у него ноутбук по цене хорошего городского дома. А в 2018 вообще непонятно, зачем припёрся, только под ногами путается, мешает, у них вроде всё кое-как наладилось – и вот на тебе. При всём, что он не только с детства знаком, он и родом из Чагинска. Но всегда чужой.

Попытки найти пропавших подростков главный герой называет «крестовым походом идиотов», а своих спутников – клоуном и неудачницей. Почему только таких «непутёвых» людей волнует поиск правды?

В соответствии с традициями русской литературы. Да и мировой, во многом. Архетип «дурак пошел за правдой». Дурак не потому, что умственно недостаточный, а потому, что не понимает, что лучше без правды, правда повредит всем. Виктор-то как раз это понимает.

К какому жанру вы бы отнесли своё творчество?

В классическом определении, детективная повесть в двух частях. Сегодня это – роман с элементами детектива, сатиры, мистики.

Герои романа легко переходят от бытовых тем к сложным философским вопросам. Например, разговор о миниатюрах наводит их на мысли о сжимающейся Вселенной и её тепловой смерти. Что символизирует этот контраст между научной эрудицией и простотой мысли?

Герои романа любят предаваться кухонной философии, особенно в состоянии алкогольного опьянения. Они не обсуждают философские вопросы, они много и с удовольствием умничают и чешут языками. Это проверенная временем достойная традиция людей с гуманитарным образованием.

Бабушка главного героя просила его никогда не приезжать в Чагинск. Но он дважды возвращается в родной город, потому что чувствует притяжение. Можно ли сам Чагинск считать символом?

Да, действительно, Чагинск притягивает героя. Он не особо хочет, но почему-то каждый раз возвращается в город детства. Чагинск не символ, он – неизбежность.

В дилогии реальные события сопровождаются легендами и мистическими выдумками. Бывает трудно понять, где правда, а где вымысел. В ваших романах люди придумывают легенды, чтобы скрыть правду, или поверья так вросли в сознание, что влияют на поведение людей?

Это отражение существующей реальности, где сложно отделить правду от вымысла, от легенды, от намеренного или добросовестного искажения. У Филипа Дика в «Помутнении» главный герой носит костюм-болтунью – маскировочный халат, на поверхности которого несколько раз в секунду сменяются изображения разных людей. В памяти костюма миллионы лиц, включая лицо героя, но все они сливаются в живое расплывчатое пятно.

Обилие информации создаёт идеальный костюм-болтунью, только человек находится не внутри, а снаружи – костюм-болтунья надет на реальность. Главный герой пытается разглядеть реальность сквозь меняющиеся события. Но поскольку он писатель, то ему сложно устоять от соблазна дорисовать картину.

Расскажите, пожалуйста, о ваших творческих планах на ближайший год.

О творческих планах стараюсь не рассказывать.

cнарк снарк. Книга 1: Чагинск
Веркин Э.
cнарк снарк. Книга 1: Чагинск

Незадачливый писатель Виктор возвращается в город детства Чагинск, чтобы написать краеведческую книгу. Местные жители не слишком рады приезду героя и ведут себя странно. Особенно после исчезновения двух мальчиков, к которому все оказываются удивительно равнодушны, кроме Виктора.

Мистика, ужас и абсурд городских легенд населяют улицы Чагинска, размывая границы действительности. И чем больше узнаёт о местных жителях главный герой, тем больше сомневается в реальности происходящего.

939 ₽
544 ₽
42
Купить
cнарк снарк. Книга 2: Снег Энцелада
Веркин Э.
cнарк снарк. Книга 2: Снег Энцелада

Писатель Виктор становится владельцем ивент-агентства и мечтает о поездке в Черногорию. Однако воля судьбы снова заводит его в Чагинск. Там он встречает знакомых Романа и Аглаю, которые, как и сам Виктор, не смогли забыть о двух пропавших мальчиках. Вместе они начинают расследование. Вот только местные жители мрачного городка совсем не рады этому.

939 ₽
460 ₽
51
Купить