Интернет-магазин «Читай-город»

Искусство модерна

Путешествие по Вене 1900 года

Венский модерн стал яркой вспышкой в европейской культуре, подарив мировому искусству ярчайшие шедевры. Художники, архитекторы, скульпторы и дизайнеры той эпохи выступали против консервативного искусства и стремились запечатлеть в своих работах дух стремительно меняющегося времени. Густав Климт, Отто Вагнер, Коло Мозер, Эгон Шиле – эти и другие имена навсегда оставили след в истории. А главным местом действия, художественным полотном и вдохновением для этих мастеров стала живописная Вена. О прошлом и настоящем города, жизни и творчестве венских творцов расскажет искусствовед и профессиональный гид по Вене Влада Никифорова в своей книге «Страстный модерн. Искусство, совершившее революцию».
Отправляемся в арт-путешествие по следам венского модерна и по страницам книги!
Вена 1900 года
В конце XIX века Вена была городом аристократии и либеральной интеллигенции, роскошного Кольцевого бульвара и антисемитизма, закостенелого консерватизма и авангарда Нового времени. В 1900 году Вена стала центром перемен в Европе, настоящей лабораторией идей и культурной столицей. Город стал источником модерна, который нашел проявление в разных видах искусства и науки: в живописи, литературе, музыке, театре, танце, а также в медицине, психологии, философии, праве и экономике. Новое рождалось в дискуссиях и высказывании прогрессивных идей в кафе и салонах Вены.
Основание венского Сецессиона
Кризис в Дунайской монархии и политические, социальные и экономические проблемы привели к большим изменениям в искусстве, что закончилось основанием Сецессиона. Густав Климт, Коломан Мозер, Альфред Роллер и другие в мае 1897 года вышли из академии и основали сообщество живописцев Австрии «Сецессион». Целью объединения стало отделение от искусства предыдущего поколения, стремление к искусству будущего, которое должно было помочь построить новое общество и объединить искусство и жизнь.
Над входом в Сецессион блистает цитата писателя Людвига Хевеси, ставшая девизом объединения: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода». Также общество выпускало свой журнал «Священная Весна», над которым работали дизайнеры Коломан Мозер и Йозеф Хофман, а Густав Климт создавал иллюстрации.
Журнал «Священная весна»
Художники создавали оригинальные шрифты, декоративные эскизы и рисунки в стиле модерн, вдохновляясь японскими гравюрами и парижскими плакатами Анри Тулуз-Лотрека и Альфонса Мухи, служившими рекламой выступлений в театре и в кабаре. Венские художники Сецессиона создали свой художественный язык, отличный от французского растительного ар-нуво. Они искусно сочетали пустые пространства, крупный шрифт, волнистый линейный декор и плоские геометрические орнаменты. Эти плоские орнаменты стали позднее самой выразительной характеристикой венского дизайна.
Архитектурная Вена Отто Вагнера
Бургомистру Карлу Луэгеру представили несколько архитектурных планов, в том числе был план оставить Вену городом небольших масштабов. Отто Вагнер выступал против сохранения старого жилого фонда, советовал идти в ногу со временем и планировать город, исходя из функциональности. Так, большие площади должны соответствовать нормам дорожного движения, а дома — гигиене современного строительства. Вагнер подошел к преобразованию Вены не столько со стремлением самореализоваться, перестроить город в новом стиле модерн, сколько желая создать практичный удобный город для его жителей. Он предлагал использовать современные технологии и материалы, такие как сталь, бетон и алюминий, который до этого использовали лишь в самолетостроении. Очень прогрессивно.
Живопись наслаждения
Густав Климт был неоднозначным художником. Венское общество разделилось на две части: одна половина стала его друзьями и спонсорами, другая — выступала с жесткой критикой. Но бесстыдные красавицы с полотен Климта продолжали дразнить консервативную публику. С еще большим рвением он продолжает создавать женские образы, оттачивая свое мастерство: портрет Эмилии Флёге, Адели Блох-Бауэр и других. В каждой женщине Климт умел видеть ту маленькую и сморщенную изюминку. Он как никто другой мог раскрыть глубину женского образа, придав ему магическое обаяние. Каждый «бриллиант» в руках Климта находил достойную оправу и сверкал еще ярче. Надменно они смотрят на нас с полотен Климта, вызывая неудержимое желание своей неприкрытой сексуальностью. Считается, что Климт подарил миру образ фатальной женщины-вамп. Холодной, безжалостной, влекущей.
Австрийское искусство сегодня
Книга «Страстный модерн» знакомит читателей не только с работами знаковых мастеров прошлого. После совершенной Эгоном Шиле художественной революции, источник развития искусства Австрии вовсе не иссяк. Вы познакомитесь с именами Эрнста Фукса, Арнульфа Райнера, Валли Экспорт, Гюнтера Брюса, увидите их работы и под руководством автора сможете создать маршрут для будущего путешествия по Вене, который позволит вам увидеть всё и сразу – прогуляться по историческому центру Вены, заглянуть в мастерскую Климта, посетить экспозиции современных художников и даже прикупить парочку уникальных дизайнерских изделий по проекту дизайнеров Венских мастерских.
Страстный модерн. Искусство, совершившее революцию
Никифорова В.
Страстный модерн. Искусство, совершившее революцию
В книге «Страстный модерн. Искусство, совершившее революцию» искусствовед и профессиональный гид по Вене Влада Никифорова знакомит читателей с Веной 1900 года – именно в это время формируется и развивается новое прогрессивное искусство – модерн, а сам город становится его центром. Вы проследите историю города, насладитесь его архитектурными шедеврами, увидите лучшие работы выдающихся мастеров живописи и графики, узнаете об их жизни и творчестве и самостоятельно составите план арт-экскурсии по Вене, который позволит вам ничего не упустить.
1 259 ₽
1 057 ₽
16
Купить