Как гранд-адмирал Траун завоёвывал далекую галактику
Дмитрий Злотницкий об одном из самых колоритных антагонистов «Звёздных войн»
В сервисе Disney+ стартует сериал «Асока», посвящённый бывшей ученице Энакина Скайуокера. Боевитая девушка из народа тогрута впервые появилась на экранах 15 лет назад в анимационном фильме «Войны клонов», и поначалу была весьма прохладно принята поклонниками «Звёздных войн». Но постепенно Асока смогла завоевать их сердца и превратилась в одного из самых популярных персонажей далёкой галактики – из числа тех, что возникли за пределами фильмов.
Кадр из сериала «Асока». Источник: imdb.com
Ждут сериал не только из-за главной героини, но и благодаря антагонисту, которым выступит гранд-адмирал Траун. Он дебютировал на страницах книг и моментально завоевал огромную популярность, благодаря чему со временем появился и на экранах – сначала в мультсериале «Повстанцы», а теперь вот и в игровом сериале. О пути этого колоритного и интересного персонажа мы бы и хотели рассказать.
Антагонист, но не злодей
Сегодня в это сложно поверить, но в начале 90-х казалось, что времена оглушительного успеха «Звёздных войн» навсегда остались в прошлом. Новые фильмы не выходили, и перспективы киносаги выглядели весьма туманными. Да и за пределами киноэкранов она практически прекратила развиваться – например, долгоиграющая серия комиксов от Marvel закончила выходить ещё в 1986 году.
Но издательство Bantam Books решило попытаться вдохнуть в далёкую галактику новую жизнь с помощью книг. Сам Джордж Лукас поначалу скептически отнёсся к этой идее, но всё же дал добро, хотя и установил пару ограничений для будущего автора. События книг непременно должны были разворачиваться после финала оригинальной кинотрилогии, а персонажей из неё на страницах книг запрещалось убивать. В остальном автор, которым стал Тимоти Зан – бывший физик, успевший ярко проявить себя на ниве боевой фантастики – мог пользоваться изрядной творческой свободой.
Одним из главных залогов успеха трилогии Зана, которая началась с романа «Наследник Империи», стал интересный и колоритный антагонист. Во многом он был антиподом Палпатину или Вейдеру из фильмов. В отличие от них гранд-адмирал Траун не мог использовать Силу, он не был склонен к бессмысленным жестокостям и бережно относился к жизням подчинённых.
Более того, если в фильмах Империя обладала почти безграничной мощью, и повстанцы выступали в роли Давида, бросающего вызов Голиафу, то в романах Зана баланс сил изменился. Теперь уже молодая Новая Республика имела силы, превосходящие те, что имелись под командованием Трауна. Гранд-адмиралу удавалось компенсировать это выдающимися стратегическими и тактическими талантами – он всегда был на шаг, а то и несколько впереди своих противников.
Зан не скрывал, что при создании Трауна отчасти вдохновлялся Шерлоком Холмсом. Как и знаменитого детектива, читатели видели гранд-адмирала со стороны – прежде всего, с точки зрения его ближайшего помощника, капитана Гилада Пеллеона. Траун представал таинственной и эксцентричной фигурой и нередко совершал поступки, которые поначалу казались странными и необъяснимыми, но за ними, как и у Холмса, всегда крылся дальновидный умысел.
Да, Траун боролся против главных героев «Звёздных войн», Люка, Хана и Леи, но не выглядел тривиальным злом, а вызывал неподдельный интерес и даже симпатию. И это добавляло конфликту напряжения и драматизма.
«Наследник Империи» и две последующие книги трилогии Зана стали бестселлерами – на сегодняшний день их суммарный тираж превышает 15 миллионов. Не раз переиздавались они в том числе и на русском языке. С «Трилогии Трауна» началось активное развитие книжных «Звёздных войн», и книги Зана доказали, что интерес поклонников к далёкой галактике не угас. А сам гранд-адмирал доказал, что персонаж, появившийся на страницах книг, вполне может достичь не меньшей популярности, чем у героев фильмов.
Со страниц на экраны
В 2014 году компания Disney, которая приобрела студию Lucasfilm, объявила, что собирается радикально реформировать историю далёкой галактики. На протяжении девяностых и двухтысячных та была очень подробно расписана в книгах, комиксах и играх, что связывало руки киностудии, собиравшейся снимать новые фильмы. Поэтому все сюжеты, которые выходили в рамках саги, кроме фильмов и мультсериала «Войны клонов», были объявлены неканончиными. Таким образом, историю далёкой галактики можно было писать фактически с чистого листа. При этом Lucasfilm сразу объявила, что создатели новых проектов смогут при желании использовать идеи и персонажей из прежних произведений.
Одним из тех, кто вырос на «Трилогии Трауна» был продюсер Дэйв Филони – создатель мультсериалов «Войны клонов» и «Повстанцы», а также сериала «Мандалорец». И именно благодаря Филони гранд-адмирал появился и в новом каноне саги. Траун стал антагонистом в третьем и четвёртом сезонах мультсериала «Повстанцы». Его действие разворачивалось во времена могущества Империи, и полководец вовсю боролся с мятежниками – причем куда успешнее, чем большинство его коллег по офицерскому цеху.
Кадр из мультсериала «Повстанцы». Источник: imdb.com
Одновременно с появлением Трауна на экранах начали публиковаться новые романы о нём – теперь уже входящие в современный канон саги. Автором их выступил, конечно же, Тимоти Зан.
В первом романе, названном просто «Траун», писатель показал начало пути заглавного персонажа в рядах Империи. Попав в её флот, эксцентричный, но крайне талантливый и эффективный, Траун делает стремительную карьеру от младшего офицера до гранд-адмирала.
Во второй книге с подзаголовком «Союзники» синекожий флотоводец выполняет ответственное поручение самого Палпатина, причём действовать Трауну приходится вместе с Дартом Вейдером. Впрочем, оказывается что они были знакомы прежде – когда ситх ещё был джедаем и звался Энакином Скайуокером. Во время Войн клонов, выполняя одну из миссий, тот сталкивается с Трауном, и на время их объединяет общая цель. Эти события, показанные в романе во флэшбеках, оказываются связаны с той задачей, что спустя годы Траун и Вейдер получат от Императора.
Третья книга называется «Измена», и здесь гранд-адмиралу придётся иметь дело не только с врагами Империи, но и интригами, кипящими среди её высокопоставленных офицеров и чиновников. Более того, взявшись за миссию, которая кажется невыполнимой, Траун рискует оказаться в ситуации, когда на одной чаше весов будет его верность Империи, а на другой – преданность своему собственному народу.
В отличие от оригинальной «Трилогии Трауна», написанной в 90-х, новые романы Зана не имеют сквозного сюжета – в каждом томе рассказана вполне самостоятельная история. А ещё Траун здесь выступает скорее антигероем, чем антагонистом. Да, он служит жестокому режиму, но сам стремится скорее обеспечить порядок и мир в далёкой галактике и следует при этом собственному кодексу чести.
Ещё не гранд-адмирал
В финальном эпизоде «Повстанцев» Траун вместе со своим флагманом исчезает где-то на просторах неисследованной части далёкой галактики. С тех пор, как мультсериал завершился, поклонники гранд-адмирала гадали, что же с ним случилось дальше. Ответы мы должны получить в «Асоке», в которой Траун наконец вернётся, а исполнит его роль Ларс Миккельсен.
Пока же произошедшее с Трауном оставалось загадкой, Тимоти Зан обратился к его прошлому. Трилогия «Доминация» рассказывает о тех временах, когда он ещё не присоединился к Империи, а служил во флоте своего родного народа, чиссов. Они обитают в Неизведанных регионах, где кроме них живёт множество других таинственных и опасных существ. Так что Трауну, совсем молодому офицеру, приходилось защищать свою родину от опасных врагов.
В каждом из романов трилогии Зан придумывает новую угрозу, нависшую над чиссами, и позволяет Трауну в полной мере проявить своё нестандартное мышление и хитроумие. И на страницах «Доминации» Траун выписан уже, как однозначно положительный персонаж, который верой и правдой служит своему отечеству.
Траун органично смотрится в роли и антагониста, и антигероя, и положительного персонажа. И это подчёркивает, насколько сложный и многогранный образ создал Тимоти Зан, что и позволяет Трауну пользоваться у поклонников «Звёздных войн» неувядающей популярностью уже более трёх десятилетий.