Как изучать небо с детьми?

Советы и секреты от Владимира Сурдина

Знаете, что отвечают астрономы на популярный детский вопрос, сколько на небе звёзд? Предлагают подсчитать их вместе. Во-первых, это интересно. А во-вторых, ответ зависит от множества факторов.

Так сколько же звёзд на небе?

В книгах написано, что с Земли человек без телескопа способен увидеть примерно 6000 звёзд. Но в центре мегаполиса вы различите лишь 100-200 светящихся точек – самых ярких, так называемых навигационных. До изобретения GPS по ним ориентировались штурманы воздушных и морских судов. Остальные звёзды скрыты от глаз из-за яркого света фонарей, рекламных вывесок и огней больших городов.
Другое дело морское побережье. Тут глазу открывается до полутора тысяч звёзд. Но где же прячутся остальные 4 500, о которых пишут в книгах? Владимир Георгиевич Сурдин, известный астрофизик, учёный, популяризатор науки и автор учебников по астрономии, раскрывает этот секрет: «Чтобы их увидеть, нужно отправиться в высокогорную пустыню, где в сухом чистом воздухе открыт максимальный обзор. Но и тут над вами будет не шесть, а три тысячи звёзд, потому что одна половина небосвода видна, а вторая скрыта земной поверхностью. И только если вытерпеть достаточно долго, отъехать к экватору и дождаться, когда Земля повернётся на пол-оборота, можно увидеть остальные три тысячи звёзд невооруженным взглядом».
Но чтобы с увлечением исследовать звёздное небо, необязательно ехать в горы или сидеть в засаде на экваторе. Лето – прекрасное время, когда можно изучать основы астрономии всей семьёй, привлекая к этому делу даже детей 6-10 лет.
Астрономия щедра на открытия. Вы знаете, что школьники, студенты и просто любители каждый день обнаруживают новые небесные тела, которые потом называют их именами? Терпение и научное любопытство в астрономии важнее опыта – проверено!

Поймать за хвост комету и открыть свою планету

Самое ценное качество при наблюдении за небом – это выдержка. Чтобы долго смотреть вверх, нужны условия, особенно если с вами дети. Владимир Сурдин рекомендует следующее:

1. Заранее выберите ровное открытое место. Лучше на возвышении, но это не обязательно. Главное, чтобы над вами не было деревьев, а вблизи – источников искусственного света.
2. Подготовьте пледы или одеяла, чтобы комфортно лежать, тёплую мягкую одежду, чтобы не мёрзнуть, и средства от насекомых, чтобы ночные гости вас не беспокоили. Чем удобнее вам будет, тем дольше вы сможете наблюдать за небом.
3. Пригодится также тёплый чай и небольшой перекус. Вначале вы будете проводить на воздухе 20-40 минут, затем 1-1,5 часа – и каждый такой выход должен оставлять у ребёнка позитивные ощущения.
4. Откажитесь от телескопа, по крайней мере, на старте. Сначала рассматривайте небо глазами, потом – с помощью простых биноклей, которые дают 5-8-кратное увеличение. Подойдут спортивные и даже театральные!
5. Позаботьтесь об опоре для рук. При наблюдении важно, чтобы руки не дрожали, от этого смазывается картинка, и удовольствие от процесса пропадает. Опора – это любая подставка, фиксирующая руку неподвижно. Со временем мышцы окрепнут, но опорами пользуются даже опытные наблюдатели.
С практикой вы научитесь замечать на небе не только созвездия, но и метеориты, и искусственные спутники, и даже МКС.

Чем дополнить наблюдения?

Астрономия с Владимиром Сурдиным
Сурдин В.
Астрономия с Владимиром Сурдиным

Астрономия – невероятная наука, одна из немногих, где настоящее открытие может сделать любой внимательный наблюдатель, любитель, даже школьник! В новой книге поднимаются актуальные вопросы наблюдения за звёздным небом. Как читать небесную карту? Что взять с собой на «охоту за спутниками»? Откуда лучше всего виден космос?

Об этом рассказывает один из известнейших астрономов современности, автор учебников для ВУЗов и школ, Владимир Георгиевич Сурдин. Книга написана простым языком, легко и иронично. В ней много любопытных фактов и полезной информации для тех, кто только начинает открывать для себя космические просторы. Познакомьте ребёнка с книгой Владимира Сурдина, ведь астрономия остаётся суперсовременной наукой во все времена.

В помощь начинающим астрономам вышла новая книга «Астрономия с Владимиром Сурдиным». Она просто и внятно рассказывает, как изучать небосвод, куда смотреть, чтобы увидеть самое интересное, каким образом «расшифровывать» свои открытия и где найти более подробные сведения по теме. В книге масса любопытного о планетах, телескопах, космических чудесах и приборах-помощниках. Она подойдёт для детей от 8-ми лет и тех взрослых, кто только открывает для себя нашу Вселенную. Это самая актуальная и полезная информация из первых рук – от одного из самых видных специалистов в области астрономии.

Любопытные факты от Владимира Сурдина

Вот ещё несколько интереснейших астрономических открытий последних лет:

• В каждой галактике около 200 млрд звёзд, а всего таких галактик около 100 млрд. Если перемножить эти два числа, мы получим 2*1022 (двойку с двадцатью двумя нулями). Точного названия для такой величины в математике нет: в одних странах её назовут «двадцать триллиардов», в других — «двадцать секстиллионов».
• Мощность излучения Солнца постоянно нарастает, и в будущем это будет происходить всё быстрее. Земля станет неподходящей для жизни. Она потеряет атмосферу и жидкую оболочку.
• В качестве альтернативного места жительства землян в космосе сейчас рассматриваются Марс, спутники планет-гигантов (Европа у Юпитера, Энцелад у Сатурна) и далёкие экзопланеты, похожие на Землю.
• В 2009 году с помощью телескопа Spitzer обнаружили новый пояс частиц, который обращается вокруг Сатурна гораздо дальше его колец. Основная часть обнаруженного пояса начинается примерно в 6 млн км от планеты и простирается еще на 12 млн км.
• Учёные научились прослушивать сигналы из космоса примерно на одном миллиарде длин волн. Весь радиодиапазон разбит на тоненькие диапазоны, и во всех ведётся приём сигналов. Но Вселенная пока молчит. Или мы ошибаемся в способе связи с ней.
Эти факты только подтверждают, что космос – это потрясающий загадочный мир, который с нетерпением ждёт новых исследователей. А вдруг именно ваш ребёнок в будущем откроет способ свободно путешествовать между звёздами и жить в любом уголке Вселенной?