Интернет-магазин «Читай-город»

Как написать бестселлер: 7 советов из книги «Писать и издаваться»

От идеи до выпуска

Писательница Анна Шуст и редактор одного из крупнейших издательств России, Юлия Шевченко рассказывают о секретах успеха на рынке нехудожественной литературы.

Доля книг в жанре нон-фикшен растёт во всем мире. Почему это происходит? Жизнь стремительно меняется. Именно поэтому читателям кажется правильным потратить деньги, чтобы получить и руководство по попаданию из точки А в точку Б, и описание реального опыта людей, которые уже чего-то достигли, а заодно из первых уст узнать о закулисье профессии или деятельности, которую хочется освоить. Вот почему сейчас сложилась идеальная ситуация для тех, кто готов написать книгу в жанре нон-фикшен. Это как купить акции McDonald′s или Apple до того, как рыночная стоимость компаний взлетела до небес, или стать продюсером Билли Айлиш в 2016 году, когда об этой певице ещё мало кто слышал.

Кто может стать автором книги

У того, кто хочет создать нехудожественную книгу, должно быть что-то ценное, чем действительно стоит делиться. Например, вы уже наработали 10 000+ часов в своей профессии. Возможно, разработали авторскую методику. И у вас точно уже есть экспертность (успешные кейсы и результаты), и её признают другие люди – клиенты, пациенты, покупатели, подписчики вашего блога.

Например, вы врач – и у большинства ваших пациентов наступило улучшение после того, как они начали лечиться у вас. Или вы обучаете кройке и шитью – и ваши ученики так входят во вкус, что создают собственные бренды толстовок, детского трикотажа или вечерних платьев. Или вы меняли место жительства уже раз 20, в каждой квартире обязательно делали ремонт – и теперь друзья и друзья друзей постоянно просят у вас советы по этой теме, зная, что ваши рекомендации им пригодятся. Будет ли ваша книга «для начинающих» или «для продвинутых», будет ли она освещать базовые вопросы или вы сконцентрируетесь на какой-то узкой проблеме – это уже детали. Рынку нужны разные книги – и для «чайников», и для профессионалов; нужны истории – образцы для подражания; нужны и глубокие исследования. Каждое издание найдет своего читателя, и важно понимать это.

Иногда люди думают, что право написать книгу есть только у того, кто, к примеру, сделал научное открытие. Или создал новый метод или подход в своей области. Или рассказывает о таких вещах, о которых никто и никогда еще не писал… И при этом он непременно специалист № 1 в своей сфере, и никак иначе. На самом деле ваша миссия как автора должна выглядеть гораздо проще и реалистичнее: вы можете донести читателям материал так, как никто до вас не делал, или показать людям знакомую тему под новым углом, или «упаковать» ваши знания в понятную для понимания систему. Перевернув последнюю страницу, читатель должен понимать, что ваша книга оказалась одной из самых полезных покупок за последнее время – вы обогатили его своим опытом, сделали его жизнь лучше.

Придумываем тему и создаём рукопись

Первое, что стоит сделать автору ещё на этапе замысла книги, – сфокусироваться на какой-то конкретной аудитории. Продумайте план по изучению потенциальных читателей: где вы их найдете, как будете с ними общаться и наблюдать за их реакцией. Изучение аудитории – это работа не на один день, она может занять несколько недель, а в некоторых случаях даже месяцев.

Поняв, для кого вы будете писать книгу, следует решить, о чем она будет. Когда подготовите детальный план (он может занять три, пять или даже десять страниц, если прописан очень подробно) – можете считать, что сделано 40 % интеллектуальной работы, которая требуется для создания рукописи. По сути, это заурядная задача. Пусть и интеллектуальная, но отчасти техническая. И когда вы ее выполните, ваша будущая книга начнет приобретать вполне конкретные очертания.

Дальше нужно написать текст в соответствии с вашим планом; каждая глава – отдельный файл. В процессе работы их можно переименовывать, править или удалять. Но это уже вряд ли будут радикальные изменения. А главное – любую информацию, которую вы сочтете полезной для будущей книги, можно сразу сортировать по тематическим разделам, что существенно упростит дальнейшую работу.

Важно: никогда не правьте черновик рукописи, пока не дописали все главы. Пишите главу за главой в черновом варианте. Иначе будет вот что: вы возьмётесь переписывать, потом ещё раз перечитывать и переписывать. И вроде час-другой поработали! Но вместо новой главы у вас на ноутбуке… ничего. Просто старая глава, пересказанная другими словами. И никакого прогресса. Поэтому запомните: никакой редактуры, пока рукопись не дописана. Это простая и эффективная профилактика писательского выгорания.

Может показаться, что вся работа над нехудожественной книгой – дело техники: нужно просто иметь определённый багаж знаний, продумать план и написать по нему текст. На самом деле это только формальная сторона вопроса. Вся соль в деталях, а именно в том, как вы преподносите информацию.

4 секрета интересной книги

Сегодня сложно найти тему в нон-фикшен, по которой нет книг. Как же тогда сделать что-то действительно оригинальное? Ваш опыт, анализ и наблюдения – это то, чего не может быть у других людей, все это только ваше. Без этого книга будет просто скучным пересказом того, что и так можно найти в интернете.

Так что первое правило интересной книги звучит так: в ней есть опыт, который прожили именно вы. Можно показывать подходы к теме с разных сторон, всё многообразие вариантов: «Например так, а еще у меня работает вот это, и есть ещё такие варианты». Книга может быть наглядным пособием «Делай как я – получишь такой же результат».

Второе правило интересной книги: она интерактивная и мотивирует читателя

Вот что можно использовать для вовлечения и побуждения к действиям:

  • практические задания;
  • вопросы для размышления в духе «Как это применить к вашему проекту?», «Что из этого вы используете завтра в своей работе?»;
  • краткое резюме главы, тезисное изложение ключевых идей – чтобы можно было освежить в памяти информацию, не перечитывая главу целиком;
  • подсказки, которые помогут читателю сразу провести какие-то мини-исследования по теме;
  • ограничение, побуждающее его быстрее взяться за дело: «Выполните это упражнение в течение ближайших 24 часов»;
  • вдохновляющие примеры или короткие истории о людях, которые уже сделали то, о чем вы написали, и получили результат.

Третье правило интересной книги – динамичность

Среднее количество знаков в современной книге нон-фикшен – 300–400 тысяч. Делим на количество глав – от 15 до 30, например. Получаем 10–20 тысяч знаков в каждой главе.

Динамика книги складывается из нескольких факторов:

  • Длина главы. Удобный для восприятия объем составляет примерно 10 тысяч знаков. Если он больше, то поможет структурирование текста – деление материала на подглавы, каждая из которых выделяется крупным подзаголовком. Это визуально демонстрирует читателю, что один аспект мы рассмотрели, теперь переходим к другому.
  • Структура главы. Идеально, когда каждая глава строится по определённой схеме. Например: сначала цепляющий факт, потом кусочек теории, его дополняют примеры, потом ещё теория и снова примеры, дальше – резюме и интерактив для читателя. Или так: погружение в историю, объяснение истории, выводы из неё и концовка, вовлекающая читателя в действие.
  • Наполнение. Чем разнообразнее материал, которым вы располагаете, тем более динамичным можно сделать повествование, в том числе визуально. Важную статистику можно описать словами, а можно представить с помощью инфографики. А, к примеру, сложную тему можно дополнить комиксами, чтобы снизить градус серьёзности и дать читателям немного отдохнуть. Другие форматы контента – истории и кейсы; диалоги с клиентами, конкурентами или с самим собой; интервью с другими людьми… Всё это позволяет показать ещё больше граней опыта.
  • Повторы ключевых идей. Иногда начинающие авторы стремятся наполнить каждый абзац книги новыми идеями и смыслами. Чтобы каждое-каждое слово – на вес золота! Не надо так. Когда всё вокруг золото и его слишком много, оно падает в цене.

Четвёртое правило интересной книги – в ней правильно выбрана тональность

Кто-то общается с читателем на «ты», кто-то – на «вы». Один автор пишет в разговорном стиле, другой – в более академическом. Кому-то нравится эпатировать аудиторию или, скажем, находиться в позиции учителя, а кому-то хочется быть максимально доброжелательным и оставаться с читателем на равных. Всё зависит от личности самого автора и от аудитории, на которую рассчитана книга. И это те вещи, которые точно стоит продумать заранее.

Что дальше?

И вот ваш замечательный текст готов. Теперь пора определиться, каким способом вы его опубликуете. О нюансах, а также плюсах и минусах каждого из них мы подробно рассказали в нашей книге «Писать и издаваться. Пошаговое руководство по созданию нон-фикшен-бестселлера». В этом практическом руководстве вы также найдёте методы борьбы со страхами начинающих авторов, информацию об авторском праве, программу продвижения книги и много других полезных лайфхаков из мира книгоиздания.

«Писать и издаваться: пошаговое руководство по созданию нон-фикшен-бестселлера»
Шуст А., Шевченко Ю.
«Писать и издаваться: пошаговое руководство по созданию нон-фикшен-бестселлера»

Эту книгу написали автор нескольких бестселлеров и профессиональный редактор одного из крупнейших российских издательств. Они рассматривают процесс создания книги на всех этапах: от идеи до выпуска. С этим пошаговым руководством вы сможете подготовить рукопись, подать заявку в издательство, эффективно продвигать книгу.

549 ₽
378 ₽
31
Купить