Как развить логическое мышление
Советует педагог
Решение логических задач — это эффективный способ развития мышления у малышей. Элементы логики входят даже в программу математического обучения дошкольников. Развитие логического мышления создаёт базу, с которой ребёнку будет проще осваивать программу начальной школы.
Мы поговорили с автором программы «Математические ступеньки» Еленой Владимировной Колесниковой и попросили рассказать, как развивать логическое мышление. Елена Владимировна всегда уделяет внимание возрасту ребёнка, применяет инновационные подходы и выстраивает задания от простого к сложному.
Развить логическое мышление помогут учебно-игровые задачи, предложенные в рабочей тетради «Я решаю логические задачи» для детей 5 — 6 лет. В структуру развивающего обучения входит как часть занятия проведение самоконтроля и самооценки выполненной работы. Самоконтроль и самооценка может быть по словесной инструкции и образцу. По словесной инструкции обучаем детей давно, а вот по зрительному образцу начали в этой серии книг.
Елена рекомендует предлагать ребёнку решать логические задачи в тетради, когда у него сформированы математические понятия о количестве, величине, геометрических фигурах, представления о времени и пространстве. Упражнения, представленные в тетради, направлены не только на развитие логики, но и внимания.
В тетради «Я решаю логические задачи» есть задания на развитие произвольного внимания (произвольное внимание — это сознательное сосредоточение на объектах и явлениях) по нескольким признакам. Детям предлагается нарисовать в прямоугольнике столько кружков, сколько отличий между картинками.
Комментарий автора: сравнивая две картинки, ребёнок находит различия, используя ранее полученные математические знания: подушки разной формы (круглая и квадратная), в вазах разное количество цветов (три и пять), картины разной формы (прямоугольная и овальная) и так далее. Обогащается математический словарь ребёнка, развивается произвольное внимание.
Для развития логического мышления важно решать задачи на анализ и синтез предметов сложной формы.
Для развития логического мышления ребёнку предлагаются символические изображения собаки и машины из геометрических фигур. Он должен среди множества фигур, раскрасить только те, из которых нарисованы эти предметы слева.
Комментарий автора: закрепляются знания о геометрических фигурах, ребёнок учится анализировать символические изображения предметов, определять фигуры, из которых оно состоит. У него развивается зрительное внимание.
Выстроить логическую цепочку действий помогут задания на установление закономерностей. В тетради изображены четыре ёлочки, три из которых украшены шариками. Детям предлагается нарисовать на последней ёлочке игрушки, используя закономерность.
Комментарий автора: задачи на поиск закономерностей учат ребёнка сравнивать, рассуждать, классифицировать и делать выводы.
В разделе «Обобщение математического материала количество и счет» дети проведут дорожки от белочки к грибочкам, на которых при сложении чисел получится тот же ответ, что она держит в лапках.
Комментарий автора: ребёнку предлагается решить примеры, на сложение и вычитание, без использования наглядности, сравнить полученный ответ с цифрой у белочки и зайки и правильно выполнить задание.
Раздел «Словесно-логические игры» направлен на развитие логического мышления ребёнка, умения обобщать объекты и различать их по определённым признакам. Например, ребёнку предлагается подобрать общее понятие для ряда слов «Утро, день, вечер, ночь». Таким образом, ребёнок сможет понять, что ряд слов можно заменить одной фразой «Части суток».
Комментарий автора: ребёнок осуществляет переход от конкретного мышления к абстрактному, что является основой для формирования понятий, развития математических способностей.
Тетрадь «Я решаю логические задачи 5 – 6 лет» разовьёт логическое мышление и зрительное внимание у детей. Здесь представлены задания на развитие концентрации, анализ и синтез предметов сложной формы, словесно-логические игры.
Книга «Я считаю до двадцати» — цветной вариант популярнейшей в России одноимённой чёрно-белой тетради. Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами до 20, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, закрепят умения ориентировки в пространстве, решат математические и логические задачи.
Книга Е.В. Колесниковой «Диагностика математических способностей детей 6—7 лет» позволит определить, в каких вопросах ребёнок испытывает затруднения, и наметить способы их устранения. А также понять, к каким видам деятельности ребёнок тяготеет, а какая работа ему не нравится или мало интересна.