Интернет-магазин «Читай-город»

Как создается атмосфера миров и эмоциональная составляющая истории

Колонка писательницы Милены Завойчинской

Недавно подписчики в моём телеграм-канале задали вопрос о том, как создаётся атмосфера книжных миров. И я подумала, что это интересно попытаться сформулировать в одном большом ответе.

В книге ведь нельзя, как в кино, с первых секунд лишь с помощью закадровой музыки и звуков создать настроение. Знаете, когда герой стоит и прислушивается. И где-то капает, шелестит, звенит, лают собаки или бьётся о берег прибой. Сразу примерно понятно, чего ожидать в следующие секунды. Или цветовая палитра. Все тёмное, размытое, туманное, яркое, розовое или серое, солнечное или мрачное. И снова примерно понимаешь, куда тебя погрузят в следующие минуты.

С книгой так не работает. Открывая произведение, мы попадаем на белую страницу с буквами. И лишь то, что написал автор, даст понять, в каком примерно ключе дальше будет повествование. А затем, в процессе чтения, мы можем увидеть внутренним взором картинку и прочувствовать атмосферу.

В свою очередь писатель создаёт эту атмосферу комплексно, по всему сюжету, а не в первых же предложениях. С помощью сюжета, авторского стиля написания. Описывая обстановку, персонажей, упоминая музыку и звуки, создавая некие визуализации, картинки, которые легко представить.

Стиль и язык автора

Это не создается специально, а является частью самого писателя. То, как он пишет, строит предложения. Использует ли причастные и деепричастные обороты. Любит ли сложные, многосоставные предложения или предпочитает телеграфный стиль. Язык его лёгкий или тяжеловесный. Почти разговорный или сложный, насыщенный и образный. Вставляет ли он метафоры, аллегории и эпитеты, которые создают флёр и помогают читателю погрузиться в мир книги.

Обстановка и мир

Прежде всего, конечно же, создаются обстановка и мир, в котором происходят события. Описывается архитектура, природа, климат и время года. Без этого никак, и герой, и читатель должны «увидеть» место, где сейчас пребывает герой.

К описанию окружающего мира относится и общество, его населяющее. Культура, быт, социальные слои, политический строй. Религия и та роль, которую она играет в жизни населения. Понятно же, что, если поклоняются кровавым богам или же преследуют тех, кто отличается, как во времена Инквизиции, настрой произведения не назовёшь радужным.

Создавая и дополняя на протяжения всей истории этот мир, можно позволить читателю прочувствовать его и ощутить себя гостем или путешественником по нему.


После обеда начался самум, который все еще длился. Он часто бывал в этой местности. Сильный, шквальный ветер нес тучи песка, полностью скрывая вид на пустыню. Немногочисленные местные жители из обслуги называли его поэтично — «Кровавый вал». И я соглашалась с ними. Потрясающая воображение волна красного песка, которая захлестывала защитный купол целиком, выглядела именно валом. Кроваво-красный поток обхватывал, практически обволакивал, невидимую тонкую стену, оберегающую нас от его смертельных объятий. Песчинки не попадали внутрь, обтекая купол по бокам и сверху, и в те дни, когда бесчинствовал самум, в нашем оазисе становилось темно. Даже безжалостное солнце пустыни не могло пробить своими обжигающими лучами эту плотную завесу.


(c) «Оранжевый цвет радуги», Милена Завойчинская

699 ₽
572 ₽
18
Где купить?

Визуализация

В некоторых моментах повествования уместно и хорошо включать в текст насыщенные описания, которые вызывают у читателя визуальные образы. Это помогает почувствовать, что читатель находится вместе с героями в мире книги.


Посторонившись с пути запыхавшейся раскрасневшейся от жары дамы в возрасте, вероятно, чей-то матушки или компаньонки, я шагнула к картине, изображавшей красивого властного брюнета в бордовом кафта́не и шляпе. Судя по количеству драгоценностей, это явно один из предков нынешнего маркиза. Я с интересом рассматривала породистое лицо одного из прошлых ди Кассано. И вдруг он мне подмигнул.

У меня округлились глаза, и я пристальнее уставилась на оживший вдруг портрет. И мужчина на нем не обманул мои ожидания. Снова подмигнул, залихватски усмехнулся, подвигал бровями и вдруг склонился в изящном поклоне.


(c) «Невест так много. Книга 1. Невест так много, он один»

699 ₽
398 ₽
43
Где купить?

Персонажи и их эмоции

Создавая героев, каждого из них мы наделяем определённым характером и темпераментом, которые предписаны им сюжетом. Но каждый герой имеет ещё и свою историю. Некое прошлое, тёмные или постыдные тайны. Или некие травмирующие события. Или же наоборот, те, что помогли ему стать сильным и открытым. Или избалованным и не замечающим, как много ему дано. Эта давняя история тоже несёт эмоциональный окрас и помогает создать атмосферу.

И конечно же, образ героя рисуется через его манеру разговаривать, двигаться. Автор создаёт объемный образ через действия героев, их диалоги или внутренние монологи и размышления. И то, что они чувствуют в разных ситуациях. Где один герой поиронизирует и посмеётся, другой впадёт в ярость или истерику. Один сожмётся и втянет голову в плечи, а другой начнёт агрессивно нападать и защищаться. И как-то понятнее становятся их характеры. А читатель начинает эмоционально сопереживать одним героям и испытывать антипатию к другим.


Остальные преподаватели были шокированы. Кое-кто даже изволил выразить свое мнение на этот счет. Но я оказалась удивительно толстокожей и почему-то не захотела на это мнение реагировать.

А вот ректору пришлось, ему на мой произвол снова пожаловались. Причем не студенты, эти решили со мной второй раз не связываться, да и привыкли уже ко мне, втянулись. Написал анонимку кто-то из коллег или из администрации Усача. Было неприятно, но закономерно. Явилась тут молодая выскочка, вытворяет боги знают что, весь университет на уши поставила…


(с) «Университет Специальных Чар. Книга 1. Пощады, маэстрина!»

699 ₽
572 ₽
18
Купить

Сюжет и конфликт

С этим просто. Сюжет должен увлекать и затягивать. Понятно, что это в идеале, и он не сможет быть затягивающим для абсолютно каждого читателя, ведь вкусовые предпочтения у всех разные. Но это именно то, что должно держать внимание читателя.

Конфликты же бывают по тексту разные. Внешние – борьба с врагом глобальным или личным или преодоление масштабных препятствий, со всем, что находится за пределами его внутреннего «я». Внутренние – попытка победить свои страхи, фобии, терзания и сомнения, то, как персонаж колеблется и разрывается на части от испытываемых чувств… Это тоже влияет на эмоциональную составляющую произведения.

Музыка, звуки, стихи

Описание звучащей в некоторые моменты музыки или звуков в тексте книги также создают атмосферу. Например, мрачная музыка может усилить ощущение тревоги или страха. А если герои задорно пляшут под весёлую песенку, читатель по умолчанию мысленно веселится с ними.

Стихи, которые прочитал кто-то из героев тоже создают настроение момента. Сердце на разрыв, светлая улыбка, меланхолия или грусть… Что чувствует от этой поэзии герой, с максимальной долей вероятности почувствует и читатель.


В новом вокализе не было тоски и печали, как в посвященном Ирме. Чары сами сплетались, сами задавали настрой моему голосу и нотам. Чудилось, не я управляю ими, а они мной. Тревожные ноты сменялись напористыми, почти бравурными, переходили в рыдающие, и внезапно становились сильными, зовущими — «Иди, борись!». А следом нежность — «Я с тобой, всё будет хорошо». Потом меланхолия и тоска. Тоска по небу, по крыльям, по любви... А следом щемящая чувственность. Мне казалось, я осязаю кончиками пальцев не гладкие клавиши рояля, а прикасаюсь к лицу Дарио, глажу его изуродованную щеку, стираю с нее уродливый рубец.


(с) «Струны волшебства. Книга 2. Цветная музыка сидхе»

699 ₽
342 ₽
51
Где купить?

Итак, мы видим, что, в целом, атмосфера миров и эмоциональная составляющая произведения создаются через множество элементов. Но именно так, через описания, сюжет, характер героев и другие описательные моменты и проходит путь книги к душам и чувствам читателей.

Больше статей от Милены Завойчинской:

Как писатели придумывают внешность своим персонажам

Что почитать для осеннего настроения

Как героя назовёте, так он книгу проживёт: о выборе имён для персонажей