История создания романа «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга не менее интересна, чем сюжет книги. Однажды автору предложили вести лекции о писательском мастерстве в университете штата Мэн, поэтому он вместе с семьёй переехал поближе к месту работы. На шоссе возле дома часто погибали животные, и местные дети устроили настоящее кладбище домашних животных. Погиб и кот Смаки – любимец семьи Кинга. Дочь писателя остро переживала его уход из жизни. Всё это натолкнуло Кинга на размышления, которые стали основой для одного из самых страшных романов в мире.
После того, как Кинг закончил книгу, он показал её жене и другу, оба посоветовали не публиковать роман. Но его пришлось выпустить в печать, чтобы уладить проблемы с издательством. Позже сам писатель сказал:
«Эта книга вышла из тёмных закоулков моей души. Будь на то моя воля, я бы и сейчас не стал издавать „Кладбище домашних животных“. Мне она не нравится. Это ужасная вещь – не с точки зрения исполнения, просто она уводит на самый низ, в беспросветную тьму. Она словно говорит: „Ничто не поможет, и спасения нет“, – а ведь на самом деле я так не считаю».
«Наверное, не существует пределов ужаса, который может испытывать человек. Напротив, кажется, что по какому-то непостижимому закону темнота, куда он погружается, становится гуще и гуще, ужас накладывается на ужас, одно горе сменяется другим, ещё более тяжким, пока наконец финальная завеса тьмы не скрывает всё. Самый страшный вопрос здесь – до каких границ кошмарного может дойти человеческий рассудок, оставаясь при этом здоровым и дееспособным».
Доктор Луис Крид переезжает из Чикаго в Ладлоу вместе с семьёй. Их соседями оказываются Джад и Норма Крэндалл – милая пожилая пара, которая всю жизнь провела в этом маленьком городке. Джад предупреждает, что дорога у дома очень опасна: по ней постоянно носятся грузовики, и из-за этого гибнет много животных. Постепенно между мужчинами завязывается дружба. Тогда Крэндалл решает показать семье тропинку возле дома доктора, которая ведёт в лес. Джад приводит их на кладбище домашних животных, и это маленькое приключение очень волнует дочку врача – Элли. Девочка начинает задумываться о том, что такое смерть, и переживает за своего любимца – кота Черча.
На работе у Луиса случается происшествие: к нему приносят смертельно раненого студента Виктора Паскоу. Молодой человек и доктор не были знакомы, но Виктор неожиданно обращается к нему по имени и предостерегает о кладбище домашних животных. Ночью мёртвый Паскоу приходит к Луису, чтобы снова предупредить о кладбище и заваленной тропе, идущей вглубь леса. Призрак говорит, чтобы доктор не пересекал завал и не ходил туда.
Когда жена и дети уезжают навестить родителей, Луис остаётся дома с Черчем, но случается несчастье: кот погибает на дороге. Его находит Джад. Пожилой мужчина очень привязался к дочке врача, он знает, как больно будет девочке узнать о смерти любимца. Он предлагает Луису похоронить кота за кладбищем домашних животных, в глубине леса, на землях племени микмаков. Это место притягивает тех, кто там однажды побывал, и теперь Джад ведёт туда Луиса. Утром похороненный кот возвращается в мир живых, но всё в нём говорит о том, что это уже совсем другое существо. Теперь кладбище микмаков постоянно появляется в мыслях Луиса. Земля в этих местах испортилась, и она пытается завладеть каждым, кто соблазнится перейти завал.
Крупная компания хотела снять фильм по роману, но Кинг отдал права на экранизацию режиссёру Джорджу Ромеро. Автор сам работал над сценарием, получил роль священника в киноленте и попросил свою любимую группу Ramones написать песню для киноверсии. Позже Джордж Ромеро отказался работать над фильмом, и его режиссировала Мэри Ламберт. Кино вышло на экраны в 1989 году, конечный результат очень понравился писателю и зрителям. Критики высказали небольшие замечания по поводу одного из героев. Они посчитали, что в конце ленты сын Луиса стал похож на одержимую куклу Чаки.
Режиссёр и сценарист попытались сохранить размеренность повествования, которой обладает сам роман. Постепенно раскрываются персонажи и их взаимоотношения, хорошо показана привязанность Элли к своему любимцу Черчу. Правильно расставленные акценты и интересные сцены держат зрителя в напряжении. В экранизации реакции героев и их поведение логичны, нет излишней драмы.
В фильме нет персонажа Нормы Крэндалл – жены Джада, а сама история пожилого мужчины и его знакомства с кладбищем микмаков рассказана не полностью. Несмотря на это, картина 1989 года не потеряла самых важных смысловых аспектов.
В 2019 году мир увидел новую экранизацию романа «Кладбище домашних животных». За несколько лет до этого у студии «Paramount» появилась идея переснять картину. Над сценарием сначала работали Дэвид Кайганич и Мэтт Гринберг, но потом их сменил Джефф Бахлер. Режиссёр Гильермо дель Торо захотел заняться съёмками, но работу поручили Хуану Карлосу Фреснадильо, а потом Кевину Колшу и Деннису Уидмайеру. Стивен Кинг положительно отозвался о фильме, но не нашёл логики в изменении некоторых моментов, например, в замене смерти Гейджа на смерть Элли:
«Вы можете поехать по шоссе 301 и попасть в Тампу, а можете выбрать шоссе 17 и попасть в Тампу. В обоих случаях вы окажетесь в Тампе! Понимаете, к чему я? Для меня нет никакой разницы».
Фильм 2019 года сильно отличается от романа и предыдущей экранизации. Буквально за полчаса после начала просмотра мы оказываемся на середине повествования романа. Кажется, что некоторые моменты были изменены только для того, чтобы фильм отличался от предыдущего. Вместо Гейджа погибает Элли, по-другому показана смерть Зельды – сестры Рейчел, и полностью переделана и не раскрыта история Джада. Режиссёры и сценаристы поменяли и концовку, поэтому сам смысл романа оказался скрыт. Картина пытается пугать скримерами, из-за чего уходит напряжение. Поэтому фильм 2019 года стоит воспринимать только как отдельную работу в жанре ужасов.
Книга и фильмы затрагивают тему демонов, тёмных желаний, которые живут в душе человека. Читая роман, вы погружаетесь в эту мрачную атмосферу. Первая экранизация отлично подойдёт для тех, кому пришёлся не по вкусу стиль написания Стивена Кинга. А последний порадует людей, которые любят тему проклятий в фильмах ужасов.