Интернет-магазин «Читай-город»

Книжная формула успеха: как и почему истории становятся бестселлерами

Разбираемся вместе с издательством АСТ

В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+

Фразу «Это бестселлер!» часто можно увидеть на книжных обложках. Но что это значит, о чём говорит читателям?

Как истории становятся популярными и обретают звёздный статус бестселлера, разбираемся вместе с Ольгой Кузнецовой, заведующей редакцией Young Adult, импринта Mainstream, издательства «АСТ».

– Давайте разберём базовое понятие. Как это – «Книга стала бестселлером»?

– Бестселлер можно выявить исключительно благодаря продажам. Не по тиражу (потому что напечатать можно много, а продать – мало), не по восхищённым отзывам (есть те, кому и «Гарри Поттер» не понравился) и не по уровню известности (есть книги, которые вызывают большой интерес в общественном пространстве, но по факту особых продаж у них нет).

Но метрика бестселлера, сколько именно копий надо продать – у каждого своя. Например, самым известным списком бестселлеров является еженедельный отчёт The New York Times. Способ подсчёта, как заявляют представители СМИ, является тайной, хотя в индустрии говорят о 5000–10 000 копиях в неделю.

Что ещё любопытно, в список можно попасть, купив эти самые экземпляры самостоятельно, а потом маркировать все последующие тиражи как «бестселлер The New York Times». Так, предположительно, сделал Дональд Трамп-младший в 2019-м году.

– Когда в издательстве появляется рукопись, вы уже понимаете, что она станет хитом?

– Во время недавнего суда* с участием издательств PRH и Simon&Sсhuster в качестве свидетелей вызывали профессионалов рынка: авторов и редакторов. Фразу «меня зовут Стивен Кинг, и я фрилансер» в профессиональных кулуарных разговорах потом не упомянул только ленивый. Но, что здесь важно, все сходились в одном: бестселлер предсказать невозможно, как невозможно предсказать человеческое сердце.

*Пару лет назад чуть не произошло объединение самого крупного в мире издательского дома Penguin Random House и его конкурента Simon & Sсhuster. На заседания по делу вызывали и свидетелей, среди которых был Стивен Кинг.

Кэрри
Стивен Кинг
Кэрри

Над Кэрри Уайт издеваются в школе, да и родная мать не сильно балует девушку добрым отношением. Но скоро травле настанет конец – в тот момент, когда героиня откроет в себе дар телекинеза. И начнёт разрушать всё вокруг.

369 ₽
306 ₽
17
Купить

Когда вы лицензируете произведение и издаёте его на своём локальном рынке, у вас уже имеется определённый цифровой след: сколько книг продалось на родине, знаком ли проект нашим читателям из социальных сетей. Это может дать какие-то гарантии продаж. В случае работы с русскоязычным автором, который самостоятельно занимается развитием собственного бренда, некоторая «страховка» тоже есть. Но ничего из этого не сработает, если книга просто не зайдёт читателям.

В историю, которая не попадает в сердце, можно вливать сотни тысяч рублей на продвижение, но это практически никак не повлияет на продажи. Мы видели такие истории не раз – как у нас, так и за рубежом.

При этом вера редактора в проект – это очень важно. Тут не стоит думать, что издательский бизнес – совсем уж лотерея. А что эта вера представляет собой на самом деле? Экспертизу и насмотренность. То, что нельзя измерить, пощупать руками. Какой-то элемент чуда, магии и творчества.

– Вы уже затронули тему бэкграунда книги на её родине. Влияет ли успех книги у себя, за рубежом, на её популярность в России?

– Если очень коротко: да, влияет. Сначала это влияет на сумму аванса, которую приходится предлагать уже популярному у себя на родине автору. Затем надо думать, как эти деньги «отбивать». То есть к такому проекту издатель изначально подходит с надеждой сделать из книги бестселлер, это правда. Но сначала ему важно выйти по затратам «в ноль».

В век социальных сетей, по крайней мере, наши читатели (мы издаём преимущественно молодёжную литературу) отлично разбираются в новинках. Они прекрасно знают: перед ними что-то крутое, или под видом популярного проекта пытаются что-то подсунуть. Сегодня читатель тоже стал экспертом – такого в истории издательского бизнеса не было никогда.

С возрастной аудиторией в этом плане проще работать: их надо просто убедить, что продукт им подходит.

– А что может помочь продажам? Интересный сюжет, качественная реклама, успех предыдущих книг автора? Или это комплекс факторов, некое волшебное комбо?

– Интересный сюжет может существовать без качественной рекламы, и тогда книга легко распространяется по сарафанному радио. Но качественная реклама на посредственном проекте всегда приводит только к короткому всплеску продаж, который постепенно заканчивается полным падением интереса читателей к книге.

Успех предыдущих историй автора отлично работал раньше (как и грамотно выстроенная серия), но сегодня это как будто уже не так важно.

На мой взгляд, сейчас самый действенный инструмент – это тематика. При этом, если спрос превышает предложение, появившаяся на рынке новинка не обязательно должна быть шедевром. Главное, отвечать на запрос читателя ровно в тот момент, когда он появляется. Да, таким образом редко создаются лонгселлеры, но шанс всегда есть.

Здесь вспоминается Мальколм Гладуэлл с его книгой «Гении и аутсайдеры». По утверждению автора, на успех влияет невероятное количество факторов (вплоть до даты рождения), но есть и управляемая часть этого хаоса, те самые «тысяча часов», которые надо отработать, чтобы стать экспертом.

Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?
Малкольм Гладуэлл
Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?

Что нужно сделать, чтобы добиться желаемого? Родиться под счастливой звездой, оказаться в правильное время в правильном месте, а ещё – приложить некоторые усилия. О всех «законах жизни», благодаря которым одни вырываются вперёд, другие остаются позади, автор рассказывает на страницах своей книги.

549 ₽
435 ₽
20
Купить

Что ещё почитать:

10 самых популярных книг в 2023 году

– Недавно вы нам рассказывали об успехе «Четвёртого крыла» Ребекки Яррос. Вы говорили, что этот роман – мэшап того, что было когда-то популярно: «Гарри Поттера», «Эрагона», «Голодных игр». Значит ли это, что стать бестселлером книге помогают отсылки к хитам прошлого?

– С одной стороны, когда кажется, что идеи заканчиваются, мэшап является лучшим решением. Но на самом деле, в этот момент книжный мир просто ждёт качественно новой идеи. Киношники называют их «хай-концептами». Например, фильм «День сурка» был в своё время хай-концептом, а уже затем предметы культуры с подобной идеей стали обозначаться похожими на «День сурка» (это уже так называемые лоу-концепты).

Четвёртое крыло
Ребекка Яррос
Четвёртое крыло

Вайолет Сорренгейл не хотела становиться всадником. Мать решила судьбу девочки за неё – и обрекла дочь на страшную смерть уже после первого испытания в военной академии Басгиат. «Ей крышка», – думали все вокруг, даже сама Вайолет. Но оказалось, что героиня не такая хрупкая, как кажется на первый взгляд.

1 149 ₽
1 098 ₽
4
Купить

Вообще, всё новое – это и правда хорошо забытое старое. Я, например, очень удивилась, когда в чёрно-белом голливудском фильме увидела сцену с летающим «Фордом», который врезается в ожившее дерево… Кажется, у Джоан Роулинг тоже были свои источники вдохновения.

И если уж говорить о «Гарри Поттере», то до него был ещё как минимум цикл «Самая плохая ведьма» Джилл Мёрфи. На «Википедии» вообще есть отдельная страничка, посвящённая «вдохновению» Джоан Роулинг – тому, что автор признала, и тому, что нашли фанаты. Получается, «Гарри Поттер» – тоже в каком-то смысле мэшап.

Новая идея часто срабатывает не сразу, и аудитория проникается ей только на, условно, третьем или пятом продукте.

– Как вы думаете, почему бестселлерами порой становятся книги довольно спорного содержания?

– Такие книги вызывают эмоции – это гораздо лучше, чем равнодушие. Оттенок эмоций, на самом деле, не всегда важен. Многие негативно отзывались о «Пятидесяти оттенках серого» или «Сумерках», но ничего не помешало этим проектам стать мегаселлерами (то есть высшей кастой бестселлеров).

Пятьдесят оттенков серого
Эрика Л. Джеймс
Пятьдесят оттенков серого

Молодая девушка Анастейша Стил подменяет подругу на важном интервью. Её собеседник – холодный красавец, богач Кристиан Грей, который привлекает к себе внимание героини. Она мужчину тоже цепляет, из-за чего позже получает… очень необычное предложение.

579 ₽
479 ₽
17
Купить

– «Чёрный пиар» в социальных сетях – на руку бестселлеру?

– Думаю, здесь тоже нет однозначного ответа. Наверное, есть черта, которую переходить нельзя – за ней только забвение. Но в целом, похоже, только позитивом окружить бестселлер попросту физически невозможно.

Что ещё почитать:

10 лучших книг по версии «Читай-города»

Итак, из чего же состоит формула книжного успеха? Главный элемент, без которого «уравнение» не сложится – это цифры продаж. Но на эти цифры можно повлиять тематикой, опытом издания на родине автора и удачным сочетанием «прецедентов», уже знакомых читателям.

А ещё нужно оказаться в нужном месте в нужное время. Без этого, конечно, никуда!