Комиксы VS графические романы
В чём отличия и есть ли разница
Рисованные истории активно набирают популярность. Весь интернет читает корейские вебтуны, японскую мангу и китайскую маньхуа, а на полках магазинов появляются биографии в картинках, переиздания популярных комиксов и новые графические романы.
Последние существуют уже давно, а сейчас всё чаще оказываются на слуху. Попробуем разобраться, отличаются ли они от комиксов или это тот же формат, только под другим именем.
Разбираемся в терминологии
Начнём с определений. Официально, «комикс» – это история, изложенная в серии рисунков, которые дополняются или поясняются лаконичным текстом. Обычно жанры таких книг довольно конкретные – юмор или приключения (да и сам термин произошёл от английского слова comic, то есть «смешной»).
Графический роман (или новелла) – тоже формат на грани литературы и изобразительного искусства. Здесь авторы делают упор на визуал, основной сюжет передаётся через изображения, а текст играет второстепенную, «помогающую» роль. Очень похоже на предыдущее определение, правда? Собственно, так и есть: где-то даже можно прочесть, что графический роман – это подвид комикса.
Значит, разницы нет, графический роман и комикс – про одно и то же?
На самом деле, не совсем. Они слеплены из одного теста, да только начинки всё-таки отличаются.
Цельность и сериальность
Комиксы и графические романы отличаются периодичностью. У первого формата это свойство есть, а у второго – нет. Под комиксами обычно понимают историю-многотомник, которая разворачивается, как сериал, – на протяжении нескольких выпусков. В графическом романе сюжет показан «от» и «до». Прочитать завязку и узнать, чем дело кончится, можно за один присест – не ожидая следующего, а потом ещё одного, и ещё одного тома.
Аудитория и темы
Считается, что графические романы – это истории не для развлечения. Лёгкие смешные комиксы оставляют молодому поколению, а взрослым ценителям визуальной составляющей предлагают рисованные новеллы – с более серьёзными, иногда неудобными темами, философией, сложными характерами и внутренним миром героя.
Сегодня деление по аудитории может казаться спорным. Комиксы давно перестали быть «книжками для детей», а встретить многотомники с пометкой «18+» – дело несложное. Самое главное: сложные темы в них тоже затрагиваются. Серия «Карателя MAX», например, начинается с войны во Вьетнаме, а продолжается потерей семьи и местью за родных. Точно не лёгкое чтиво, правда?
Возраст формата
Самое очевидное – эти форматы появились в разное время, если не сказать – в разные эпохи.
Впервые определение комикса прочитали со страниц газеты «Нью-Йорк Американ» в 1897 году, где под рисованной историей о «Жёлтом малыше в квартирах Макфаддена» сделали приписку comic book – «смешная книга» или «смешной рассказ».
Графический роман как термин появился только в следующем веке – в 1964. Ещё через 14 лет американский художник Уилл Айснер использовал это определение при публикации своего «Контракта с Богом» – чтобы работа стояла в одном ряду с обычной взрослой литературой.
Жанры
Мы уже говорили, что исторически комиксы и графические романы делили по степени серьёзности сюжета. Добавим, что комикс, «старший рисованный брат», как правило, рассказывает вымышленные истории, в то время как «младший» может документировать реальность. Упомянутый «Контракт с Богом» как раз описывал вполне настоящие будни нью-йоркского арендатора.
На практике такое распределение – тоже вопрос дискуссионный. События жизни становятся основой для сюжета комиксов ещё с прошлого века, а авторы графических романов вполне могут придумать историю с нуля.
Теория – это хорошо. А что говорят практики?
Чтобы разобраться, так можно ли графические романы и комиксы использовать, как синонимы друг другу, мы обратились к выпускающему редактору издательства комиксов BUBBLE Ксении Шпалецкой.
«На самом деле, графический роман и комикс ничем по своей сути не отличаются, это всё те же рисованные истории. Тем не менее сложилось так, что в сознании многих читателей словосочетание „графический роман“ неразрывно связано с чем-то цельным, фактически монолитным, однотомным, чем-то по-настоящему „серьёзным“. Мы использовали обозначение „графический роман“ для нашей новой книги „Юлия“, чтобы отделить её от наших привычных форматов томов в мягких обложках — особенностью конкретно этого издания являются увеличенный формат, твёрдая обложка, законченность истории внутри и особое предисловие в начале».
Источник: vk.com/bubble
Выводы. Так ставим знак равенства или нет?
Подводя итог, можно сказать: комиксы и графические новеллы – всё-таки вещи разные. Они отличаются не только наполнением, акцентами, но и внешним оформлением – обложкой, переплётом. Да, и те, и другие – рисованные истории, форматы на стыке двух искусств. Но они как две стороны одной медали: издалека – не отличишь, а вблизи – вовсе не одно и то же. Хотя, справедливости ради, если назовёте графический роман комиксом – вряд ли кто-то осудит.
А чтобы вы точно перестали путаться после этой статьи, оставляем яркие примеры обоих форматов.