Знакомьтесь, Энди Вейер: как фантаст создавал бестселлеры «Марсианин» и «Артемида»
Выживание на Красной планете и учитель в космосе
От компьютеров к Марсу
Будущий создатель «Марсианина» Энди Вейер всегда мечтал стать писателем, но, когда настал черед определяться с будущей профессией, выбрал программирование. «Я просто хотел регулярно питаться», – пожимает плечами автор.
Энди двадцать пять лет проработал программистом в ведущих компаниях Калифорнии, но всё это время не прекращал писать. Первые его литературные попытки были, по его же словам, довольно посредственные, хотя написанный в 2009 году рассказ «Яйцо» даже обрёл культовый статус.
Вейер ещё в детстве увлёкся научной фантастикой – в библиотеке его отца стояли книги Хайнлайна и Азимова, Саймака и Шекли, Эллисона и Желязны. Жанр разбудил в нём любовь к космосу и научил с оптимизмом смотреть в будущее.
Когда учёные заговорили о возможности полётов на Марс, Энди задумался, как именно будут выглядеть первые пилотируемые миссии на красную планету. Вейер читал выкладки по оснащению и снабжению миссии, изучал орбитальную механику и физику, читал труды по ботанике и химии. В какой-то момент ему стало любопытно, что во время миссии может пойти не так. Один из катастрофических сценариев показался автору особенно любопытным, и он решил написать на его основе книгу.
Первые главы романа Вейер выкладывал на своём сайте в свободный доступ. Затем кто-то из читателей попросил автора залить текст на Amazon – оттуда его было проще читать. Энди так и поступил, установив минимально допустимую цену для книги – 99 центов. Несколько месяцев спустя «Марсианин» взлетел в топы бестселлеров.За короткое время в жизни Вейера случилось три важных события: он нашёл себе агента, тот за неплохие деньги отдал роман в издательство Crown и продал права на экранизацию студии XX Century Fox. Подписанных контрактов хватило, чтобы Энди смог уволиться с работы и на постоянной основе заняться написанием книг.
Детектив в космосе
В итоге второй книгой Вейера стала «Артемида» – детективная приключенческая фантастика, действие которой происходи в первом лунном городе Артемида в самом конце XXI века. Главная героиня романа – Джаз Башара, мелкая мошенница, которая считает, что может прыгнуть выше головы. Но когда действия Джаз ставят под угрозу всю колонию, ей приходится спасать город от неприятностей, которые она же и навлекла.
h3>Аве, учитель
Весной 2021 года в США вышел третий роман автора — «Проект “Аве Мария”». «Артемиду» читатели и критики приняли куда прохладнее «Марсианина», поэтому в следующей книге Вейер, что называется, решил вернуться назад. Действие снова разворачивается в изолированном пространстве, а главным героем вновь оказывается астронавт-одиночка, всерьёз увлекающийся наукой.
На этом сходства и заканчиваются. Если Марк Уотни, главный герой «Марсианина», выживал как мог на красной планете, то Райланд Грайс оказался на борту космического корабля, с каждой минутой всё больше отдаляющегося от Земли. Уотни был профессиональным астронавтом, прошедшим отбор из 10 000 кандидатов. Грайс же – простой школьный учитель, страдающий аменизией, который волею судьбы оказался на борту корабля.
В «Аве Марии» ставки высоки как никогда. Если от смекалки и находчивости Марка Уотни зависела только жизнь самого Уотни, то от успеха миссии Грайса зависит выживание всего человечества. Спокойно, Райланд, никакого давления.
Райланд Грайс – простой школьный учитель биологии. А ещё он – последняя надежда Земли. Придя в себя на борту корабля «Аве Мария», который с каждой секундой всё больше удаляется от Солнечной системы, Райланд должен найти способ спасти человечество от вымирания. Правда, для начала ему нужно вспомнить, кто он такой и как здесь оказался.
Вейер считает, что его книги всегда строятся вокруг сюжета, а персонажи – худшее, что у него получается. Его излюбленный герой – одинокий учёный, пытающийся найти научное решение проблемы. Самый большой вызов для Энди – проследить, чтобы любой сюжетный поворот в его романах имел под собой твёрдую научную основу.
Писатель не думает, что его книги должны чему-то учить и считает, что первостепенная задача писателя – развлекать. «Моя цель – чтобы в тот момент, когда вы перелистнёте последнюю страницу и отложите книгу в сторону, вы сказали: „Что ж, это было весело“», – говорит он.
«Представим, что вы читатель, – продолжает Энди, – сейчас час ночи. Вы погружены в книгу. Вы уже очень устали, и вам пора ложиться спать. На каком моменте вы отложите книгу в сторону? На каком параграфе перестанете читать? В какой момент повествование настолько замедлится и погрузится в экспозицию, что вы сможете с чистой душой отложить книжку в сторону и завалиться на боковую? Я хочу найти в своих текстах все такие места и избавиться от них. Я хочу, чтобы мои читатели читали ночи напролёт. Я хочу, чтобы они засиживались с книгой до утра, потому что от них невозможно оторваться».