Метамодернизм за 5 минут
Коротко рассказываем про направление, сменившее постмодерн
Когда-то один известный мем утверждал, что из постмодернизма выхода нет. Но в 2021 году уже мало кто может всерьёз отрицать культурный сдвиг, который переживает наше общество. Сегодняшнюю реальность невозможно описать средствами постмодернизма – это факт.
До какого-то момента казалось, что мы живём в своеобразном «безвременье»: одна эпоха закончилась, а другая ещё не стартовала. Но судя по всему, мы просто не заметили её начала, как это обычно и бывает. То, что происходило последние 30-40 лет в литературе, мы начинаем анализировать только сейчас. Тем не менее, какие-то основные черты новой культурной эпохи можно выделить уже сегодня.
Добро пожаловать в метамодернизм и устраивайтесь поудобнее – кажется, мы здесь надолго!
Возвращение к истории
Как известно, с середины 20 века все вдруг очень полюбили приставку «пост». Наряду с постиронией и постправдой появился ещё и термин постистория. Его идея заключалась в том, чтобы отказаться от линейного описания событий и признать саму историю своеобразным мифом. Так оно и вышло: мы давно перестали верить в то, что существует объективная точка зрения на прошлое.
Но если литература постмодернизма просто игнорировала историю и вообще была сосредоточена на настоящем, то метамодернизм пошёл другим путём. Одна из его главных черт – обращённость в частное прошлое. Людям стало важно рассказывать личные и семейные истории, от которых никто и не ждёт объективности.
Ложится мгла на старые ступени
Сам Чудаков, вероятно, скептически отнёсся бы к тому, что мы причислили его к метамодернистам. Но иллюстрации лучше не найдёшь: роман блестящего филолога рассказывает о его детстве и взрослении в маленьком городе для ссыльных в Северном Казахстане. Чудаков написал одновременно и потрясающий документ эпохи, и ужасно трогательную семейную историю.
Новая искренность
Одно из главных отличий метамодернизма – это стремление снова сделать литературу чем-то большим, чем игрой. Известный философ Фредрик Джеймсон говорил о постмодерн как о «поверхности без глубины» и был совершенно прав. Но писателям новой эры надоело торжество образов и пустых символов. Поиски новых глубин метамодернисты начали с самого очевидного источника вдохновения – собственного «я» – и завели откровенный разговор о том, что происходит внутри современного человека.
Короткие интервью с подонками
Дэвид Фостер Уоллес – человек, который изменил американскую литературу, но, к сожалению, не смог увидеть плоды своих трудов. Этот сборник рассказов идеально подходит для знакомства с его художественными приёмами и основными темами творчества. Депрессия, отчуждённость, одиночество, травма – книга поднимает множество актуальных вопросов и проблем, с которыми в итоге не смог справиться сам писатель.
Большая форма
Многостраничным книгам не раз пророчили скорую погибель – и каждый раз ошибались. В эпоху метамодерна эти прогнозы и вовсе не имеют под собой никаких оснований: форма большого романа идеально подходит для творческих задач новой эпохи. Серьёзный и даже трагический подход к жизни в метамодернизме предполагает художественную цельность. Литература больше не составляется из обрывков предыдущих культурных явлений, а пытается изобрести что-то новое. А тут парой страниц не обойтись.
Благоволительницы
Внушительный роман Джонатана Литтелла рассказывает историю офицера СС Максимильяна Ауэ и охватывает временной период с 1941 года и до падения Берлина. Скитания героя по различным кругам земного ада описаны потрясающим языком, а моральную оценку его действиям может дать только читатель. Если останутся силы – ведь динамика романа не даёт передышки даже на пару минут.
Автофикшн
Сложность и отсутствие прямоты в литературе постмодернизма всем поднадоели ещё в конце прошлого века. Поэтому на смену пришла полная противоположность – автофикшн. Это жанр, который находится на границе между художественной прозой и эссеистикой, но не пересекает её ни в ту, ни в другую сторону. Описание собственных будней, мыслей и жизненных ситуаций позволяет вести гораздо более прямой разговор с читателем. К сожалению, в прошлом году мы потеряли одного из главных мастеров этого жанра – Эдуарда Лимонова.
Старик путешествует
Последняя книга Эдуарда Лимонова – это очередной набор ярких эпизодов его удивительной биографии. Последний идеалист путешествует по планете от Парижа до Монголии, оценивает мир вокруг и с характерной иронией рассказывает о самом себе. Эдуард Вениаминович попрощался с читателем более, чем достойно.