Интернет-магазин «Читай-город»

Герой своего времени: как работал Михаил Булгаков

«Невозможность писать для меня равносильна погребению заживо…»

Первая половина 20 века выдалась для России крайне сложной. Постреволюционное общество было пропитано идеями коммунизма и верой в счастливое будущее – что отразилось в литературе того времени. Но появлялись люди, не согласные следовать строгим правилам и попыткам превратить искусство в рупор большевистской идеологии. Так, в 1921 году в газетах «Гудок», «Рабочий» и некоторых столичных журналах стали появляться фельетоны и очерки, написанные неким Михаилом Булгаковым. Было известно, что он работал военным врачом во время Первой мировой и Гражданской войны, а ещё частным врачом-венерологом. Но писал Булгаков совсем не на медицинские темы, а о кошмарных жизненных условиях, в которых внезапно оказались люди. В своей первой публикации «Грядущие перспективы» Булгаков писал: «Теперь, когда наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую её загнала „великая социальная революция“, у многих из нас всё чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль… а что же будет с нами дальше?».

С врачом, работа которого в то время была очень востребована, начали происходить невероятные метаморфозы: за несколько лет Булгаков из практикующего медика превратился в писателя и драматурга, количество его книг стало интенсивно увеличиваться, а в письме к двоюродному брату в 1921 году он заявил: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать – писать».

Ни на что не похожие творения Михаила Булгакова с необычными сюжетами и пугающими истинами выделялись на фоне массового творчества того времени. Они одновременно и восхищали, и раздражали тогдашнюю власть. Так, с одной стороны, Булгаков состоял во Всероссийском союзе писателей, в журналах публиковались его рассказы, так что в 4-ом и 5-ом выпусках журнала «Россия» вышли две части его романа «Белая гвардия». На сцене МХАТа ставилась пьеса «Дни Турбиных» – одна из любимых постановок Сталина, которую он, по слухам, смотрел около пятнадцати раз, несмотря на то, что это «…антисоветская штука, и Булгаков не наш». Пьесу на несколько лет запрещали, но в 1932 году Сталин снова разрешил её играть. С другой стороны, за писателем следила служба ОГПУ, а в 1926 году в его квартире был произведен обыск с изъятием рукописи «Собачьего сердца» и личных дневников. Легендарная повесть об уникальном медицинском эксперименте была категорически запрещена цензурой Главлита, из-за того что в ней усмотрели откровенную антисоветскую пропаганду. В прессе не скупились на негативные отзывы в адрес Булгакова: писатель насчитал 298 отрицательных и всего 3 положительных отзыва о своих работах.

Тем не менее Булгаков не собирался, а возможно, и не мог следовать правилам того времени. И несмотря на запреты, его книги всегда вызывали у читателей интерес: «подпольные» копии историй писателя, перепечатанные на обычной машинке, люди буквально вырывали друг у друга из рук. Именно так, вплоть до 60-х годов XX века, и распространялся ставший культовым роман «Мастер и Маргарита».

Что стоит за книгами автора? Вряд ли медик, родившийся в семье богослова и оставивший свою врачебную практику в пик востребованности профессии, подался в писатели из-за протеста или ради сомнительной славы. Это решение изменить свой путь остаётся одной из неразгаданных тайн личности Булгакова. Что хотел нам сказать этот неординарный человек? Возможно то, что, несмотря на всё происходящее, – «…история нас рассудит».

Мастер и Маргарита
Булгаков М.
Мастер и Маргарита

Культовый роман Михаила Булгакова – манящий, так до конца и не понятый шедевр русской литературы. Сюжет известен почти каждому: нечистая сила во главе с самим «князем тьмы» Воландом однажды появляется в Москве, чтобы навести порядок. В этой полной приключений истории есть всё: величественный бал, преступления, наказания, тонкая ирония и бессмертная любовь.

429 ₽
360 ₽
16
Купить