Не только Пелевин: 10 интеллектуальных романов для серьёзного чтения
От «Дня опричника» до «Бесконечной шутки»
В литературном мире есть книги, требующие особого внимания. В них искусно отражается реальность, бытовое переплетается с гротескным, а детали прячут двойной смысл.
Если вы поклонник таких романов, а все книги мастера жанра – Виктора Пелевина – уже перечитаны, заглядывайте в нашу подборку. Для неё выбрали 10 образцов интеллектуальной прозы: от яркой сатиры Сорокина до американского постмодерна Пинчона.
В России будущего за порядком следят опричники – верные агенты царя. Один из них, Андрей Комяга, никогда не сидит на месте: то казнит неверных, то обедает с распутной Государыней, то встречается с ясновидящей. А напоследок – отпускает грехи в Успенском соборе. Способно ли что-то изменить реальность, ставшую бесконечным днём опричника?
Писатель хочет создать книгу об атомной бомбе. Чтобы узнать все детали, он обращается к доктору Феликсу Хониккеру, когда-то работавшему над чудовищным изобретением. Но Феликс умер, и поговорить с писателем соглашается его сын Ньют, который открывает всю правду о жизни отца. Так автор узнаёт даже больше, чем хотел – ведь создание смертельного оружия оказывается не самым ужасным, что оставил после себя учёный.
Действие романа происходит в период Второй мировой войны. Работник завода Владимир Дунаев отстаёт от группы во время эвакуации, и его задавливает колонна немецких танков. Но он не умирает, и – то ли во сне, то ли наяву – оказывается на поле боя. Раненый, Дунаев бежит в лес, где находит необычных союзников в борьбе с фашизмом – Бабу-Ягу, хитрую Лису, Кощея Бессмертного и других сказочных персонажей.
Эпический двухтомник художников-авангардистов Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева привлёк внимание критиков и обычных читателей. Одни называли книгу «неконтролируемым бредом», другие – новой «Войной и миром».
Средневековье. Врачу с даром исцеления не удаётся спасти возлюбленную, и тогда, ведомый чувством вины, он решает посвятить жизнь заботе о других. Ухаживая за ранеными и немощными, доктор чувствует, как его дар крепнет. К чему приведёт мужчину любовь и жертвенность?
Роман Томаса Пинчона – это постмодернистское описание всего 20 века. В книге несколько сюжетных линий, которые объединяет тема поисков «чёрного блока», таинственного устройства для ракет. Свобода воли и сексуальность, поп-культура 40-х и теории заговора – автор голосами сотен героев делится своими представлениями о беспокойном мире.
В жизнь уральского автослесаря Петрова врывается грипп. Болезнь превращает реальность героя в галлюциногенный сон, где есть место холодным троллейбусам, ожившим мертвецам и тёмным кровавым желаниям.
Действие книги разворачивается в будущем. На смену григорианскому календарю приходит календарь вещей и состояний: название года определяет то, что стало спонсором событий. Так, в год нижнего белья для взрослых Depend живут главные герои романа – пациенты клиники, студенты, агенты правительства и террористы. Все они ищут копию «Бесконечной шутки» – фильма, способного убить любого, кто его посмотрит.
Семнадцатилетний Фрэнк живёт в уединённом особняке на острове. Безумец и адепт собственной жестокой религии, он убивает ос и других существ, устраивая кровавые жертвоприношения. Фрэнк уверен, что знает всё о своём маленьком одиноком мире, пока не пускает в него брата. Эрик, сбежавший из психиатрической клиники, откроет герою шокирующую правду о его прошлом.
Подмосковный город. Большая часть жителей стоит в очередях, управляемых абсурдными законами. Кто-то лежит на крышах соседних зданий, кто-то сидит на деревьях, а некоторые и вовсе не понимают, куда и зачем идут. Однажды в город, спасаясь от метели, попадает некий учётчик – и тоже оказывается в очереди. Слушая рассказы мужчины о свободной жизни, стоящие рядом люди объявляют его безумцем, пока тот отчаянно пытается покинуть город.
Мужчина по имени Арчи Фергусон появится на свет только один раз, но будет существовать в четырёх жизнях. Каждая версия Арчи встретит на своём пути друзей и любовь, а ещё окажется в центре важных исторических событий – от Вьетнамской войны до убийства Кеннеди.