Интернет-магазин «Читай-город»

Гигиена и необычные поцелуи: о чём книга «Интимное Средневековье»

Моральные нормы и лайфхаки из прошлого для удаления волос

В Средневековье было огромное количество правил и ограничений, касающихся интимной жизни: сексом можно было заниматься по определённым дням после захода солнца только с собственным мужем и не полностью обнажая тело. Предписания касались и внешнего вида, включая уход средневековой дамы за волосами ниже пояса. Делимся фрагментом из книги «Интимное Средневековье» Розали Гилберт, вышедшей в издательстве МИФ.

Гризельда

О женщинах, которые предпочли остаться волосатыми, нам известно совсем немного. Популярная история о Гризельде, написанная Джованни Боккаччо примерно в 1350 году и позже неоднократно пересказанная, рассказывает о жестоком муже и его жене, образце супружеской покорности, послушания и преданности.

В одной из версий говорится о женщине, которая, оказавшись на улице лишь в сорочке, «нашла бы кого-нибудь, кто бы так выколотил ей мех, что из этого вышло бы хорошее платье».

Очевидно, что упомянутый «мех» и означает женские лобковые волосы. Так что можно сделать вывод, что по крайней мере некоторые женщины в Средние века не стригли и не брили их.

Жена мельника

Ещё одной женщиной, не делавшей, как мы точно знаем, причёсок в интимной зоне, была жена из «Рассказа Мельника» Джеффри Чосера. Человек по имени Абсолон молит жену мельника Алисон о поцелуе. Та соглашается, но в полумраке ночи представляет ему не губы, а кое-что другое, высунувшись из окна «задом наперёд». Абсолон сбит с толку. Он знает, что у женщин не бывает бороды, но только что поцеловал именно её. Так что жена мельника тоже явно не стригла и не брила лобковые волосы.

Если Чосер включал в рассказы информацию, подтверждающую волосатость интимных мест средневековых женщин, велика вероятность, что это не считалось чем-то необычным или отталкивающим. Но жена мельника была незнатной; в ней воплощён образ типичной представительницы простой женщины того времени.

Удаление волос

А вот дамы из высших слоёв общества, по-видимому, в основном избавлялись от всех волос на теле. В частности, в произведениях средневекового изобразительного искусства, на которых показаны женские интимные части, волос нет и в помине.

Это также подтверждается по меньшей мере одним письменным документом. Эразм Роттердамский в своём знаменитом сочинении «Похвала глупости» рассказывает о старухе, покупающей молодого любовника:

Во многих книгах упоминаются маленькие пинцеты из медного сплава или серебра в составе наборов туалетных принадлежностей средневековой женщины. Археологические находки это подтверждают, однако мы не знаем точно, для вырывания чего предназначались такие инструменты.

В трактате XI века De Ornatu Mulierum («О женской косметике») Тротулы де Руджеро женщинам рекомендуется такой метод эпиляции:

Муравьиные яйца и уксус! Звучит восхитительно, не правда ли? Но вот красный аурипигмент, наверное, достать было непросто. Почему Тротула настаивает на добавлении в средство столь экзотических ингредиентов, для нас загадка. Конечно, они, возможно, эффективны, но как обычной женщине их заполучить?

Аурипигмент представляет собой минерал, сульфид мышьяка, оранжево-жёлтого цвета, который, скорее всего, не валяется дома в ящике стола и стоит немало. Он встречается в вулканических фумаролах, горячих источниках и гидротермальных жилах.

Есть ещё одно старое турецкое средство, отлично помогающее, как считается, избавляться от волос, – паста под названием русма (rhusma). «Книга секретов» 1532 года включает следующую его версию, которая гарантированно удалит растительность с любого места на теле:

Вместе с кожей, надо уточнить. Не пытайтесь повторить это дома!

Предположим, что дама уже должным образом подстрижена (или не подстрижена, в зависимости от предпочтений), и подумаем о том, как перед сексом с мужем у неё обстояло дело с гигиеной гениталий.

Многие наши современницы любят немного освежиться перед началом. А что же средневековые женщины? Кто об этом знал? По-видимому, пара-тройка людей.

Генри де Мандевиль, декан Вулверхэмптона, родившийся примерно в 1178 году, имел максимально чёткие представления о женской гигиене перед сексом. Он настоятельно рекомендовал женщине мыть внутренние и наружные половые органы (pudenda). Он считал, что если этим советом пренебречь, то партнёр может сделать вывод о зрелости дамы. Простите, что? О её зрелости? Получается, по его мнению, женщины постарше пахнут менее приятно? Или он намекает на то, что недавнюю девственницу отличает особенный запах? Впрочем, если учесть, что, согласно тогдашним верованиям, девственницы привлекают своим ароматом единорогов, в этом, вероятно, есть некоторая логика. Остаётся только надеяться, что объяснение своему странному совету Генри оставил при себе.

Рекомендации всезнающей Тротулы по эпиляции, конечно, рецептами на основе муравьиных яиц не ограничивались. Если она и не понимала точно суть процесса, то определённо имела чёткое представление о том, каким он должен быть.

Дамы, хватайте блокноты. Вам непременно захочется этим рецептом поделиться, а он не из коротких.

Не знаю, как для вас, но для меня это самый интересный совет подготовки к сексу из всех, что я слышала, с тех пор как одна книга предложила мне, дабы завоевать сердце мужчины – объекта моего восхищения, стать мастером по укладке напольной плитки.

Я вот не воспользовалась ни одним из советов – вероятно, потому и одинока. То есть я ни разу не сливала «всю жидкость» из своих внутренних половых органов, как при замене смазки и масла в автомобиле, и не жевала перед сексом какой-то порошок, чтобы потом натереть им свою грудь. Мне точно необходимо поработать над своей техникой общения с мужчинами.

Если вы тоже ничего такого не делаете, возможно, и вам стоит посмотреть на себя со стороны и изменить подход к обхаживанию представителей мужского пола.

Интимное Средневековье. Истории о страсти и целомудрии, поясах верности и приворотных снадобьях
Розали Гилберт
Интимное Средневековье. Истории о страсти и целомудрии, поясах верности и приворотных снадобьях

Были ли средневековые женщины рабынями желаний своего мужа, носили ли в его отсутствие пояс целомудрия? Был ли секс обязанностью или удовольствием? Могла ли женщина говорить о своей сексуальности и своём теле? Нет. И в то же время да.

Большинством представлений о Средневековье мы обязаны учёным Викторианской эпохи. Чтобы подчеркнуть, какое цивилизованное общество им удалось построить, они красноречиво описывали ужасы прошлого. Даже несмотря на то, что исторические факты говорили об обратном.

Так сформировалось мнение о Средневековье как об отсталом, некультурном и нецивилизованном времени. Особенно пострадали женщины: считалось, что они не умели читать, не пользовались косметикой и не носили нижнего белья. Но правда ли это? Узнайте из этой книги.

1 319 ₽
1 069 ₽
18
Купить