О новинке и планах на будущее: интервью с писательницей Марией Рудневой
Задали вопросы автору книги «Похоронное бюро „Хэйзел и Смит”»
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+
Совсем скоро в издательстве «Эксмо» выходит новый роман Марии Рудневой. «Похоронное бюро „Хэйзел и Смит”» – история, которая погрузит читателя в жизнь сотрудников одного бюро ритуальных услуг. Дориан Хэйзел и Валентайн Смит не просто обычные гробовщики, ведь они разговаривают с призраками.
Привидения – это работа героев. Особенно сейчас, в момент, когда в Лондоне происходит череда странных убийств…
Чтобы глубже погрузиться в историю, мы задали Марии несколько вопросов.
– Вам больше нравятся небольшие истории, а не длинные циклы? У «Мирта» уже две книги, ранние ваши произведения тоже в нескольких томах.
– На самом деле я люблю небольшие, законченные истории. Среди моих любимых книг почти все – однотомники. «Мирт» вырос до трилогии случайно – я не планировала сначала продолжать. Если честно, у меня нет ни одной законченной трилогии пока, заканчивать тяжело, и в принципе есть желание больше не писать ничего с продолжением! 🙂 Но это такое дело… Никогда не знаешь, чем окажется следующая книга.
– А в принципе, когда-нибудь в будущем, не планируете написать длинный цикл? Книг на десять?
– Вот тут, я думаю, мне никогда не хватит ни терпения, ни концентрации на одной истории. У меня даже внутри трилогии книги получаются очень разными. К тому же все авторы, которые пишут огромные циклы, как правило, живут только ими, а мне хочется разнообразия в творчестве.
– Один из главных героев – Дориан – мечтает быть поэтом и получает литературное образование. Можно ли сказать, что у него есть некоторые ваши черты характера?
– Я бы так не сказала. На самом деле Дориан – это тот типаж, который мне очень нравится. И что греха таить, хочется ему соответствовать. Но на самом деле я здесь скорее Валентайн: я слишком проактивный человек, слишком витальный. А проблема Дориана в том, что он большую часть своей жизни воспринимал себя за её пределами. И быть живым ему не особо приятно – больно, тоскливо и уязвимо.
– К слову о деятельности: похоронное бюро как основной бизнес – очень оригинальная идея. Как вы к этому пришли?
– Это все Диана Сеттерфилд виновата! С её «Беллманом и Блэком» И «Тёмный дворецкий». Летом я пересматривала «Тёмного дворецкого», и пришли в голову эти прекрасные гробовщики. Как-то сами собой завелись. На самом деле, хотелось поговорить, порефлексировать о жизни и смерти.
– Второй главный герой – Валентайн – по натуре очень предприимчивый человек. Он развивает современный сервис услуг, включающий кроме собственно похорон ещё и предложения чая, модной траурной одежды и т.д. Вы хотели показать его как идеального дельца?
– Не то, чтобы идеального. Идеальный – вон, мистер Мирт, который на свои патенты живёт. А Валентайн не идеален, и в этом его прелесть. Он что-то постоянно придумывает, ищет, ошибается. Он вообще много в своей жизни ошибался. Но продолжает идти вперёд. И его поступки далеко не всегда пример для подражания, но он хочет добиться многого в этой жизни. А ещё он патологически боится скуки.
– Валентайн настойчиво скрывает свою личность от Дориана: фактически значительную часть романа Дориан знает его только как компаньона. Намекните будущим читателям – он же потом раскроется?
– Валентайн скрывает не столько свою личность, сколько прошлое. На самом деле Дориан сам понимает, что был слишком занят собой и не замечал множества очевидных моментов. Но так как текст «дорианоцентричен» и написан от первого лица, читатель может знать только то, что знает он. А потом собирать всю картину по оговоркам персонажей.
– В повествование вплетено множество деталей викторианской эпохи, в том числе связанных со смертью. Например, похороны, правила траура и так далее. Вы глубоко изучали эту тему?
– Очень! Теперь планирую нонфик писать. Я в принципе человек макабра: коллекционирую увядшие розы, в детстве обожала рассматривать картины Гольбейна-младшего и Гилберта. И вообще к теме призраков и смерти испытываю большое любопытство. Да и росла я на готических романах. Хотя «Похоронное бюро» история больше приключенческая, чем готическая.
А в теме викторианского траура есть огромное количество интересных нюансов. Шутка ли – на полвека одеть в траур целую страну, заставив трансформировать бытовые привычки так, чтобы траур вписывался в них как что-то простое и повседневное. Мое любимое – это когда аристократия отказывалась ездить на поезде мертвых рядом с третьим классом, и было шесть видов билетов. Шесть! Для покойников. Да и сами кладбища… На Хайгеском кладбище хоронили в несколько слоев, новое Бруквудское кладбище пришлось разделить на два: для протестантов и всех остальных. Снобство не оставляло англичан даже после смерти!
– Кстати, в романе упоминаются многие исторические факты и события. Например, Вторая опиумная война. Насколько мир вашей книги похож на реальность?
– В отличие от «Приключений мистера Мирта», где мир альтернативный, «Похоронное бюро» расположено в нашем мире. Примерно в 1860 – 1865 годах. В книге есть три намеренных анахронизма, в остальном период и карта города соотвествуют тому, как всё было. Кстати, в процессе исследования я обнаружила, что очень непросто найти карту районов Лондона до начала 20 века, потому что город очень сильно перестраивали.
– Параллельно с веткой сюжета о похоронных делах идёт захватывающая линия, связанная с призраками. Для обывателей наличие рядом привидений – это нечто загадочное и страшное или же данность?
– Ветка с призраками это и есть ветка о похоронных делах, потому что призраки – основные клиенты. И совсем побочная там линия с Лондонской Похоронной Кампанией. А другая ветка – ритуальные убийства, потрясшие город.
Этот роман возник из рассказа, а рассказ – часть флешмоба про мистический Лондон, так что призраки тут скорее – само собой разумеющееся, но неприятное соседство. Мистера Ч. М. Блэка боялись и съезжали из дома с чёрными ставнями очень быстро, пока Дориан там не поселился. И видеть призраков тоже мало кто может, но то, что они есть – никто не ставит под сомнение.
– Вы не собираетесь в будущем вернуться к этому миру – рассказать еще одну историю Дориана или про каких-то новых персонажей?
– Скорее, я собираюсь вернуться к мистическому Лондону. Вообще у меня есть ещё несколько рассказов, из которых можно развить истории. «Темный кучер» – история, которая уже побывала текстовой игрой на курсе игровой сценаристики. Рассказ «Элинор» – про человека, который считал призраком свою жену, а был им сам. Или вот ещё – «Письма, найденные на кладбище Уэстерсмит-грейвс», где появляется ангел. Тот самый ангел с Введенского кладбища, чей взгляд провожает, куда бы ты не шёл – так искусно он сделан. А ещё есть рассказ «Часы» – про человека, продавшего душу дьяволу… В общем, рассказов много и есть от чего оттолкнуться. Так что, возвращаясь к первому вопросу – столько идей, столько историй, хочется писать новое! Но я не исключаю вообще, что однажды приключения Дориана и Валентайна получат продолжение!