Легенды русской фантастики
20 интересных фактов о книгах братьев Стругацких
28 августа – день рождения Аркадия Стругацкого, старшего из гениальных братьев-соавторов, открывших для многих поколений читателей невероятные фантастические миры. Благодаря классикам отечественной фантастики мы путешествуем к далеким планетам и необитаемым звездам, в давнее прошлое и непредсказуемое будущее, умеем творить чудеса и серьезно задумываемся о смысле жизни. А еще о том, как важно быть добрым и щедрым, по-честному дружить и любить всем сердцем.
Романы и повести Аркадия и Бориса Стругацких у многих взрослых людей ассоциируются с детством. Тем потрясающим мечтательным временем, когда вся жизнь была впереди, приключения манили светом далеких звезд, а ночью было невозможно уснуть под шелест книжных страниц. Удивительно, но факт – эти произведения из нашего прошлого обязательно придутся по вкусу и современным читателям. Не верьте нам на слово, просто предложите книги Стругацких своим детям.
Для большего интереса – вот 20 интересных фактов об их фантастических произведениях.
1. Когда братья Стругацкие писали повесть «Страна багровых туч», события которой разворачиваются на Венере, об этой планете почти ничего не было известно. Поэтому условия обитания в книге далеки от реального положения вещей и повторяют распространенные предположения шестидесятых: что Венера приблизительно напоминает Землю, атмосфера содержит кислород, а еще там выше температура, но в целом приемлемые для человека в скафандре условия. Как нам известно сейчас, температура на Венере составляет + 475 градусов, давление — около 93 атмосфер, и планета совершенно непригодна для жизни.
Страна багровых туч
- Они сидели под ливнем смерти и слушали очаровательную музыку, - сказал Юрковский. - Слушайте, нельзя ли выключить этот проклятый трезвон? Я не привык умирать в таких условиях.
Рейд на Венеру полон опасностей: планетолет «Хиус» прежде не испытывали в таких тяжелых атмосферных условиях, аномальное геологическое месторождение «Урановая Голконда» недоступно для подхода транспорта, да и загадка гибели предыдущих экспедиций не может не тревожить отважных исследователей. Впрочем, удержать их от рискованной операции тоже не может.
2. Повесть «Путь на Амальтею», опубликованная в 1960 году, первоначально называлась «Страшная большая планета». В ней была масса приключений, космические пираты и печальный финал. Позднее авторы отказались от этого варианта. Хотя до публикации повесть успела еще раз сменить название – на заключительной стадии она называлась «С грузом прибыл».
Путь на Амальтею. Стажеры
Никакие открытия не стоят одной-единственной человеческой жизни. Рисковать жизнью разрешается только ради жизни.
Новые приключения знакомых героев «Страны багровых туч». Быков - уже ставший командиром фотонного грузовика «Тахмасиб» и его экипаж спешат на помощь обитателям базы на Амальтее, спутнике Юпитера. В «Стажерах», завершающих «предполуденную» трилогию, Быков, Крутиков, Юрковский и Жилин отправляются к Сатурну, по пути инспектируя несколько космических баз на Марсе и астероидах.
3. В повести «Полдень. XXII век» братья Стругацкие упоминают «метод Каспаро-Карпова». Нашим современникам хорошо известно, что это вполне реальное теперь понятие. Есть только одна небольшая поправка: в 1962 году, когда была издана повесть, Анатолию Карпову исполнилось всего 11 лет, а Гарри Каспаров [объявлен в России иноагентом] еще не родился.
Полдень, XXII век
— Валяться нужно, — с глубокой убежденностью отвечал Горбовский. — Это философски необходимо. Бессмысленные движения руками и ногами неуклонно увеличивают энтропию Вселенной. Я хотел бы сказать миру: «Люди! Больше лежите! Бойтесь тепловой смерти!»
2119 год. Космонавты, отправившиеся в полет сто лет назад и после аварии вернувшиеся домой, знакомятся с Землей будущего: линии Доставки пищи, роботы-садовники, птерокары - тысячи удивительных чудес, будничных для землян XXII века. Найдется ли в этом странном мире место для героев, опоздавших во времени? В романе «Полдень, ХХII век» изображается коммунистическое будущее без лозунгов и политики, - мир труда, знания и свободы.
4. Язык, на котором говорят жители Саулы из повести «Попытка к бегству», все их имена, названия и интонации — квази-японские. Аркадий Стругацкий, японист по образованию, любивший этот язык, специально предложил и воплотил в жизнь такую задумку.
Попытка к бегству. Второе нашествие марсиан
Почему человек никак не научится жить просто? Откуда-то из бездонных патриархальных глубин все время ползут тщеславие, самолюбие, уязвленная гордость. И почему-то всегда есть что скрывать. И всегда есть чего стесняться.
В «Попытке к бегству» у Стругацких впервые возникают темы «пересечения Прошлого, Настоящего и Будущего», Прогрессорства и этической состоятельности вмешательства высокоразвитой цивилизации в развитие цивилизации нижестоящей. В изящной и веселой повести-притче «Второе нашествие марсиан» иронически обыгрываются мотивы «Войны миров» Герберта Уэллса, а герои носят условные имена античных богов и героев — но юмор становится лишь обрамлением для злой и остроумной социальной сатиры.
5. Работу над повестью «Далекая Радуга» братья Стругацкие начали в ноябре 1962 года и продолжали полгода. За это время книга была практически полностью переписана несколько раз, в том числе несколько раз ощутимо сокращалась и заново дописывалась. Вид, который мы знаем сейчас, повесть приняла только к моменту публикации в 1963 году.
Далекая Радуга
Забавно, однако. Вот мы совершенствуемся, совершенствуемся, становимся лучше, умнее, добрее, а до чего все-таки приятно, когда кто-нибудь принимает за тебя решение.
В этот сборник вошли одни из самых напряженных и увлекательных произведений братьев Стругацких. «Путь на Амальтею» - первая повесть «жилинского» цикла, в которой экипажу звездолета «Тахмасиб», находящемуся в очередном рейсе, приходится пережить множество опасных приключений. «Далекая радуга» - повесть из цикла «Полдень. XXII век», - читающаяся на одном дыхании история испытаний нового способа межпланетных передвижений, которые колонисты-земляне проводят на планете Радуга. История катастрофы и борьбы, подвига и бессмертного мужества.
6. Знаменитый по сей день роман «Трудно быть богом» первоначально задумывался как «веселый, чисто приключенческий, мушкетерский», в стиле Александра Дюма. Братья приступили к разработке именно этого варианта произведения, но скандально известные события декабря 1962 года, когда была разгромлена выставка современного искусства в московском Манеже, заставила их принципиально пересмотреть концепцию произведения.
Трудно быть богом
В нашем деле не может быть друзей наполовину. Друг наполовину — это всегда наполовину враг.
Возможно, самое известное из произведений братьев Стругацких. Один из самых прославленных романов отечественной фантастики.
.Увлекательная, полная драматизма история жизни, любви и приключений «дона Руматы» из королевства Арканар на далекой планете — рыцаря с двумя мечами, под именем которого скрывается резидент с планеты Земля XXII века Антон.
7. В фильме «Служебный роман» 1977 года во время начальных титров показывается парадный вход в здание, где находится описываемое в фильме «Статистическое учреждение». Внимательный зритель заметит на второй минуте в том числе и вывеску «НИИ Чего» из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Понедельник начинается в субботу
Восемьдесят три процента всех дней в году начинаются одинаково: звенит будильник.
Академией, школой, колледжем волшебства — не удивить. Стругацкие сразу переходят на следующий уровень. «Понедельник начинается в субботу» — это про тех, кто уже выучился, кто уже освоил заклятия и магические формулы, занимается настоящим делом — чародейством и волшебством. Роман о волшебниках, которые живут от зарплаты до зарплаты. И, к слову, не слишком-то любят покидать рабочее место.
8. Повесть Стругацких «Хищные вещи века» открывается эпиграфом известного французского писателя, размышляющего о любви, жизни и доброте, - Антуана де Сент-Экзюпери: «Есть лишь одна проблема — одна-единственная в мире — вернуть людям духовное содержание, духовные заботы».
Хищные вещи века
Они ужасно хотели походить на остальной мир и в то же время старательно подражали друг другу и двум-трем популярным киногероям.
Бывший космонавт Иван Жилин, знакомый читателям по повестям «Путь на Амальтею» и «Стажеры», приезжает в курортный европейский городок, чтобы выявить торговцев и распространителей опасного наркотика слега. Здесь, кажется, наступил подлинный Мир Изобилия — у человека есть то, к чему он так стремился: материальный достаток, масса свободного времени и доступных развлечений. Однако за внешне благополучной материальной жизнью горожан, расцвеченной иллюзорным глянцем, скрывается пустота...
9. Самым совершенным и самым значительным своим произведением братья Стругацкие называли повесть «Улитка на склоне».
Улитка на склоне
Слушайте, книги, а вы знаете, что вас больше, чем людей? Если бы все люди исчезли, вы могли бы населять землю и были бы точно такими же, как люди.
Одно из самых загадочных и провокационных произведений братьев Стругацких, печатавшееся по частям – в 1966 и 1968 годах, после чего попало под запрет и пришло к читателю в полном объеме только в 1988 году. Управление, созданное для исследования и освоения Леса. Лес, сопротивляющийся любым попыткам вторжения в его тайны. Перец и Кандид – ученые, бросающие вызов стихийным силам, но расходящиеся в понимании вставших перед человечеством проблем. Книга, сочетающая в себе черты антиутопии и притчи, бескомпромиссная и увлекательная, как сама жизнь…
10. Повесть Стругацких «Гадкие лебеди» была написана в 1967 году, а официально опубликована в 1987 году в журнале «Даугава» под названием «Время дождя». Интересный факт, что зарубежным читателям она уже была знакома: в 1972 году произведение вышло в ФРГ без ведома авторов.
Гадкие лебеди
Как справедливо утверждает господин Президент, главное свойство наших писателей – это хроническое незнание жизни и оторванность от интересов народа, нации.
В одной «неназванной европейской стране», в провинциальном городке, где идет бесконечный дождь, и живут хмурые, равнодушные люди, популярный писатель Виктор Банев наблюдает за таинственными силами, постепенно меняющими здешнюю атмосферу и незаметно влияющими на моральный облик горожан. Интеллектуалы-мутанты, называемые мокрецами, которых правительство пытается держать под контролем, воспитывают детей города, делая из них вундеркиндов. В итоге именно дети выносят приговор лживому миру взрослых, покидая город.
11. Фамилия героя «Сказки о Тройке» Фарфуркиса появилась в результате розыгрыша. В середине 1960-х годов коллега Стругацких по писательскому цеху Илья Варшавский прислал Борису Стругацкому письмо «от зарубежного поклонника» Мойры Фарфуркиса. Международная популярность так впечатлила адресата, что Борис с гордостью зачитал письмо в компании писателей, среди которых был и сам Варшавский.
Сказка о Тройке. Сказка о Тройке-2
Пока имеешь дело с человеческими существами, терять надежду нельзя.
«Сказка о Тройке» - повесть, в свое время последовательно отвергнутая всеми отечественными журналами и издательствами - за крайне неудобоваримую для советской эпохи блестящую социальную сатиру. «Сказка о Тройке-2» первоначально задумывалась братьями Стругацкими как сокращенный, более «приемлемый» вариант «Сказки о Тройке» - и впоследствии переродилась в самостоятельное произведение с собственной, очень непростой судьбой.
12. В романе «Обитаемый остров» звучит специально придуманное писателями ругательство «массаракш», которое впоследствии стало крылатым. Авторы придумали для него и дословный перевод: «мир наизнанку», из которого уже родилось название планеты — Саракш.
Обитаемый остров
Существует, правда, мнение, что свобода никому и не нужна - нужно лишь освобождение от необходимости принимать решения. Ибо сказано: «Часто лучший вид свободы - свобода от забот».
В 2114 году земное человечество создает новую космическую группу - Группу Свободного Поиска. Теперь любой человек, получив космический корабль и зарегистрировав свой маршрут, получает возможность отправиться в открытый космос. Возникает новая волна экспансии человечества в Галактику.
13. «Отель «У погибшего альпиниста» обрела множество поклонников и по праву считается крайне нетипичным произведением для братьев Стругацких. Сами они называли его «провалившимся экспериментом профессиональных фантастов, попытавшихся написать детектив нового типа».
Отель "У погибшего альпиниста"
Я верю во все, что могу себе представить. В волшебников, в Господа Бога, в дьявола, в привидения... в летающие тарелки... Раз человеческий мозг может все это вообразить, значит, все это где-то существует, иначе зачем бы мозгу такая способность?
Увлекательный научно-фантастический детектив «Отель "У погибшего альпиниста"», в котором немолодой усталый полицейский, расследующий загадочное преступление в занесенном снегом горном отеле, оказывается втянутым в сложную и таинственную историю с «чужими», высадившимися на Земле и творящими то ли добро, то ли зло…
14. Повесть «Пикник на обочине» чаще всех прочих произведений Стругацких переведена на иностранные языки. В 2003 году Борис Стругацкий насчитал 55 изданий «Пикника» в 22 странах.
Пикник на обочине
Господи, да что же еще? Что же еще нужно сделать с человечеством, чтобы его, наконец, проняло? Неужели этого вот мало?
Пожалуй, в истории современной мировой фантастики найдется не так много произведений, которые оставались бы популярными столь долгое время. Повесть послужила основой культового фильма Тарковского «Сталкер»; через три десятилетия появились не менее культовая компьютерная игра с тем же названием и целая серия повестей и романов, написанных с использованием мира «Пикника».
15. «Парень из преисподней» появился на свет как сценарий для «Мосфильма» под названием «Бойцовый кот возвращается в преисподнюю». Фильм не был принят к производству, поэтому братья Стругацкие переработали киносценарий в известную сегодня читателям повесть.
Парень из преисподней. Повесть о дружбе и недружбе
Известно, что есть лишь один способ делать дело и множество способов от дела уклоняться.
В «Парне из преисподней» рассказывается о юном жителе Гиганды – планеты, где долгие годы идет бесконечная война и господствует милитаристская идеология. «Повесть о дружбе и недружбе» – увлекательная история, в которой школьник отправляется спасать друга и переживает настоящее сказочное приключение.
16. У повести «За миллиард лет до конца света» существует ряд «официальных» продолжений, написанных другими авторами в рамках проекта «Время учеников». Одним из самых известных можно назвать произведение Вячеслава Рыбакова «Трудно стать Богом», написанное в 1996 году. В нем герои приходят к выводу, что исследованиям противостояло не абстрактное Мироздание, а Бог, решивший, что результаты работы ученых могут нарушить картину мира.
За миллиард лет до конца света
Самое ценное, что есть в мире, это моя личность, моя семья и мои друзья. Остальное — за пределами моей ответственности.
В этот том вошло одно из самых необычных произведений братьев Стругацких - повесть «За миллиард лет до конца света», относящаяся к жанру философской фантастики и пронизанная множеством литературных, исторических и метафизических аллюзий. Впоследствии повесть была положена в основу сценария фильма А. Сокурова «Дни затмения» - однако оригинал Стругацких резко отличается от фильма в сюжетном отношении.
17. В романе «Жук в муравейнике» можно встретить прообраз современного интернета - Большой Всепланетный Информаторий, который впервые упоминается в цикле Полдень, XXII век. В нем содержится вся известная человечеству информация. В отличие от Глобальной Сети, находить данные в БВИ занимает немало времени, порой измеряемого в часах. Зато полученным данным можно безоговорочно доверять.
Жук в муравейнике
Слушай внимательно, понимай правильно и запоминай надолго.
История «космических подкидышей», когда-то заброшенных на Землю таинственной цивилизацией «чужих» — и, что называется, «по определению» считающихся потенциально опасными. История одного из этих «подкидышей», внезапно вышедшего из-под контроля земных спецслужб — и начавшего задавать ненужные вопросы, — и следователя, занимающегося его поисками.
18. В книге «Волны гасят ветер» встречается любопытное заболевание, придуманное братьями Стругацкими, - «Синдром пингвина». Для него характерны постоянные пугающие сны о полетах в космосе, причем без какого-либо специального оборудования.
Волны гасят ветер
Не каждому дано быть добрым, это такой же талант, как музыкальный слух или ясновидение, только более редкий.
Последняя повесть из трилогии о Максиме Каммерере. Историк и социолог Айзек Бромберг направил Каммереру пространный меморандум о том, что «…человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую, и это свершится волею и искусством сверхцивилизации, решительно человечеству чуждой». Теория Бромберга, как ни странно, оказалась и ложной, и правдивой одновременно… Появление Homo Super, или, иначе, люденов, вызвало грандиозную перемену в жизни людей.
19. У романа «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя» есть эпиграф из Евангелия от Иоанна: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх». Однако в авторской версии Стругацких ухо было отрублено не у Малха, а у Иоанна-Агасфера. Это иллюстрирует концепцию романа, что всякая историческая правда спорна.
Отягощенные злом, или Сорок лет спустя
Люди несоизмеримы, как бесконечности. Нельзя утверждать, будто одна бесконечность лучше, а другая хуже.
История Агасфера Проклятого… История «перестроечной утопии» недалекого будущего… История Иоанна Богослова, Христа и Иуды… Все же вместе – один из лучших образцов позднего творчества братьев Стругацких. К роману прилагаются комментарии Б. Стругацкого, в которых рассказывается история создания «Отягощенных Злом».
20. Название романа «Град обреченный» братья Стругацкие «подсмотрели» у Николая Рериха. Как рассказывал Борис, одноименная картина в свое время поразила их «своей мрачной красотой и ощущением безнадежности, от нее исходившей».
Град обреченный
А потом, заметьте, вполне довольных ведь не бывает. Это только вполне недовольные бывают.
В то, что лучший, эталонный образец отечественной фантастики — «Град обреченный» братьев Стругацких — был задуман еще в конце 60-х гг., а завершен в 1972-м — трудно поверить, слишком уж поразительна, невозможна для тех времен степень внутренней свободы этого романа. ТАК не писали даже «в стол»…
Однако вся невероятная, почти детективная история судьбы «Града обреченного», представленная в «Комментариях» к роману, заставляет поверить — было именно так.