Интернет-магазин «Читай-город»

Книга vs Фильм

«Острые предметы», Гиллиан Флинн

Осторожно, статья содержит спойлеры.

«Острые предметы» – дебютная книга Гиллиан Флинн, мастера шокирующих криминальных детективов. История рассказывает о журналистке Камилле Прикер, которая возвращается в родной город, чтобы написать репортаж о загадочном убийстве двух девочек-подростков.

Флинн создавала «Острые предметы» по ночам и выходным, в свободное от работы репортёром время. Она признавалась: сложнее всего было поддерживать единую атмосферу романа – «неприятную» и «готическую». А после – суметь перенести её на экран.
Острые предметы
Флинн Г.
Острые предметы
Репортёр чикагской газеты Камилла Прикер возвращается в родной город Уинд-Гэп по заданию главного редактора. Ей нужно написать статью о жестоком убийстве местных девочек-подростков: маньяк задушил жертв и вырвал у них зубы. Кажется, что родные улочки и старые знакомые помогут Камилле узнать больше о случившемся. Вот только погружение в страшную реальность оборачивается цепью кошмаров для самой девушки.
729 ₽
621 ₽
14
Где купить?
Роман «Острые предметы» ждал своей экранизации почти 10 лет, пока права на книгу не выкупила компания Blumhouse Production. Место режиссёра занял Жан-Марк Валле, известный по оскароносному «Далласскому клубу покупателей», а главную роль блестяще исполнила Эми Адамс. Съёмки проходили под чутким руководством самой Флинн – она была одной из сценаристов картины. Наконец в 2018 году вышел одноимённый мини-сериал, который получился очень близким к первоисточнику: мрачным, шокирующим и не менее «неприятным».

Разбираемся, чем похожи и чем отличаются книжная версия и экранизация «Острых предметов».
Главная героиня – Камилла Прикер
Действие книги и экранизации разворачивается в маленьком городке Уинд-Гэп. В этом тихом месте выросла главная героиня, не очень удачливая журналистка Камилла Прикер. Девушка нехотя возвращается домой по заданию начальника, чтобы написать статью об убийстве двух девочек. Но оказывается, что городок припас для Камиллы чуть больше, чем вялое расследование преступления: Уинд-Гэп с головой погружает девушку в болезненное прошлое.

По возвращении домой воспоминания бесконечной плёнкой проигрываются в голове Камиллы: комната младшей сестры Мэриан из раза в раз напоминает о мучительной смерти девочки, встреча с матерью Адорой – о несчастном детстве, связь с приезжим детективом – о ненависти к себе. Чувство стыда Камилла неизменно заливает алкоголем, тут же садясь за руль, и ощущает, как после каждого неоднозначного поступка «загораются» её шрамы – «помада», «предзнаменование», «слабая» – десятки слов, вырезанных Камиллой на собственном теле.

Помимо сносящего с ног потока воспоминаний, Камилле пытается помешать собственная мать Адора, которая страдает делегированным синдромом Мюнхгаузена. Женщина буквально «залечивает» здоровых детей до смерти, придумывая им болезни.
Адора. Чрезмерная забота матери
В сериале Камилле удаётся избежать попыток матери «позаботиться» о ней. Только в финале журналистка подчиняется воле Адоры, чтобы помочь младшей сестре Эмме.

В книге же Адоре несколько раз удаётся отравить Камиллу лекарствами. Она принимает таблетку, после которой чувствует себя плохо, но верит, что у неё действительно недомогание. Ей удаётся выздороветь и продолжить расследование, а ещё – узнать правду о синдроме, которым страдает мать. Позже, когда Адора приглашает Камиллу выпить в своей комнате, журналистка уже знает, что в напитках будет яд.
Алиса и Эмма. Реабилитация Камиллы
Впрочем, Камилле действительно не помешала бы помощь врачей из-за привычки резать своё тело. Когда свободного места на коже почти не осталось, Камилла решила пройти реабилитацию в клинике – правда, роман лишь слегка затрагивает этот период. Картина же уделяет большое внимание отношениям Камиллы и её соседки по палате Алисы, которая покончила жизнь самоубийством.

Тот факт, что ещё одна молодая девушка – помимо Мэриан и двух незнакомок из Уинд-Гэпа – умерла практически на глазах Камиллы, укрепляет защитные механизмы её психики. Возможно, именно из-за этого журналистка так долго закрывает глаза на тревожные и даже пугающие поступки своей сестры Эммы.
Жанр. Затяжной триллер в стиле «Настоящего детектива»
Не стоит ждать от «Острых предметов» резких поворотов сюжета – это пугающий, медленный триллер. В романе, написанном от первого лица, гнетущая атмосфера мастерски передана через монологи героини. Перед нами будто открывается её личный дневник: здесь Камилле не нужно прятать шрамы под закрытой одеждой. Она пьёт, а потом сажает читателя в машину, чтобы поделиться с ним грязными и травматичными историями из прошлого, которые не решается рассказать кому-то ещё.

Эту атмосферу безысходности и душного отчаяния удаётся сохранить и режиссёру экранизации – с помощью музыки, однообразных пейзажей маленького города и мрачной цветопередачи. Впрочем, Жан-Марк Валле всё же добавляет сериалу спасительной динамики – сцены настоящего внезапно сменяются обрывочными флэшбеками из прошлого, а компания местных девочек-подростков во главе с Эммой уверенно разъезжает по городу на роликах, о которых не упоминалось в романе.
Интрига. Сцена после титров и эпилог
Читателям или зрителям необязательно пристально следить за всеми деталями истории – порой такими неприятными, что к ним и не захочется возвращаться. Лучше просто погрузиться в неё с головой, чтобы концовка показалась ещё более шокирующей. А «Острым предметам» всё ещё есть чем удивить.

С арестом главного подозреваемого кажется, что всё встаёт на свои места, но роман продолжается. Камилла забирает сестру Эмму от матери и уезжает из Уинд-Гэпа, который так и не стал ей домом, обратно в Чикаго. Ведь журналистка думает, что всё самое страшное позади, пока с ужасом не понимает: главный монстр остался на свободе.

Создатели сериала опрометчиво поместили головокружительную разгадку – по сути, основную во всей истории – в сцену после титров. Зрители, которые не научены фильмами Marvel досматривать кино до самого конца, могут так и не узнать, что кошмарам из Уинд-Гэпа удалось пробраться за его пределы.

Советуем вам посмотреть сериал и прочитать книгу, чтобы решить, кому правдивее удалось передать страшную реальность южного городка.