Интернет-магазин «Читай-город»

Полное оZOOMление Маши Трауб

Смешная и честная книга о том, что мы делали весной 2020 года

Несколько месяцев этого года мы все провели примерно одинаково: сидели на совещаниях и родительских собраниях, слушали лекции, учились в школе и занимались спортом, не покидая собственных квартир и проходя все стадии принятия локдауна. По следам нескольких недель, проведенных в самоизоляции, известный колумнист и популярный автор Маша Трауб написала сборник историй «Полное oZOOMление». Её герои уже знакомы поклонникам книг «Дневник мамы первоклассника», «О чём говорят младенцы» и «Счастливая семья». Мы поговорили с Машей и выяснили подробности полного оZOOMления.
1. Какая это уже по счёту книга, главные герои которой – члены вашей семьи?
– Члены моей семьи – не герои, а прототипы. Лирические персонажи. Всё-таки я пишу не автобиографию, а художественные произведения. Но если мы говорим о «семейных» историях, то это «Дневник мамы первоклассника», «Второй раз в первый класс», «Счастливая семья», «О чём говорят младенцы». Хотя есть еще книги «Истории моей мамы», «Моя бабушка Лермонтов». Собственно, почти все мои книги, в том числе дебютные («Собирайся, мы уезжаем», например), питаются семейными историями.
2. Как члены семьи относятся к тому, что однажды стали персонажами и иногда до сих пор появляются в новых книгах? Принимают участие в литературном процессе?
– Мои дети, мама, муж относятся к моим книгам как к художественной литературе и себя в историях не видят. Ну или почти не видят… И, кстати, всегда отзываются, если я прошу их вспомнить какой-нибудь смешной или забавный эпизод. Дочка может припомнить, что было на школьных уроках, а у сына я «забираю» шутки. У него отличное чувство юмора. Когда я спрашиваю: «Как дела?», он уточняет: «Ты сейчас как мать спрашиваешь или тебе для текста нужно?»
3. Часто ли жизнь подбрасывает сюжеты, как в «Полном оZOOMлении», или приходится в основном полагаться на собственное воображение?
– Мне как писателю повезло – жизнь без сюжетов меня не оставляет. Не знаю уж, к счастью или к сожалению. Обязательно что-нибудь приключится. Как говорит мой замечательный редактор: «Маша, ваша муза приводит вам персонажей за руку».
4. Как прошло возвращение к прежней жизни?
– Да оно толком так и не случилось. У сына опять университетские лекции в режиме онлайн. У дочери тренировки по zoom’у. У нас с мужем снова видеоинтервью и онлайн-конференции. Кажется, нам придется учиться жить в новой реальности. Это надолго.
5. По каким привычкам, появившимся в самоизоляции, вы будете скучать?
- По совместным, семейным обедам и ужинам уже скучаю – все страшно заняты с 1 сентября. Ну и по настольным играм, на которые сейчас почти не остается времени – сын играл с сестрой в шахматы и в «го», я научила дочь играть в «фантики».
6. Как ваши родные отнеслись к выходу из самоизоляции? Им не хотелось оставить всё как есть?
– Конечно, не хотелось. Все-таки ничто не заменит радость общения с друзьями. А мне очень не хватало «живых» встреч с читателями.
7. Сейчас многие напряженно ждут пресловутую «вторую волну». Вы готовы к новому локдауну, уже знаете, чем будете заниматься?
– Мне кажется, невозможно к чему-то сейчас вообще быть готовым. Даже на день вперед сложно строить планы. Я буду работать, писать, как делала всё это время.
8. Как вы обычно пишете – по расписанию или вдохновению? Режим самоизоляции сильно повлиял на вашу писательскую рутину?
– Я работаю по графику. Каждый день по вечерам. Сажусь ближе к десяти вечера, когда все домашние дела сделаны, дочь спит. Так что в этом смысле самоизоляция на мне не отразилась.
9. Ваш журналистский опыт повлиял на писательский, и наоборот? Вы разделяете или совмещаете эти ипостаси?
– Повлиял безусловно. Я остаюсь журналистом и в писательстве. У меня именно журналистский, репортерский взгляд на жизнь. Мне сложно описать чужую историю, которая мне не близка. Мне важно видеть, слышать, чувствовать. Я всё еще работаю как колумнист в нескольких изданиях. Так что продолжаю заниматься любимой профессией.
10. Вы – признанный мастер короткой прозы. А что вы любите читать? Есть авторы, вдохновляющие вас?
– Вдохновение стоит черпать в классике и просто в лучших и самых глубоких писателях. Антон Чехов, Юрий Трифонов, Сергей Довлатов, Феликс Горенштейн, Меир Шалев, Асар Эппель, Людмила Улицкая... Можно перечислять долго, а вот обнаружить равных им – сложно.
11. Погружаясь в чужую книгу, вы хотите повлиять на сюжет, что-то переписать? Читатель и писатель в вас разделимы?
– Я, как и обычный читатель, получаю удовольствие от чтения. Даже мысль в голову никогда не приходила что-то переписать в чужом произведении. Мне собственных текстов для самовыражения хватает. Если книга не нравится – я её откладываю.
12. Обычно вы чередуете смешные книги с довольно драматическими. Так же будет и в этот раз? Над чем вы сейчас работаете?
– Я точно делаю это не специально. Наша жизнь – трагикомедия. Просто иногда хочется написать на «больную» тему, неудобную, тяжёлую. Следующая книга – «Плохая дочь» – именно такой и будет: она о взаимоотношении уже взрослой дочери и матери. О недосказанностях, обидах, тревогах, прощении.
13. Многие жаловались, что пришлось полностью перекроить планы на отпуск. Вам и вашей семье удалось отдохнуть в этом году, съездить куда-нибудь?
– Нет, это лето для всей семьи оказалось рабочим. Причем очень плодотворным, насыщенным. Мы с мужем много работали, даже больше, чем раньше. И это счастье – быть профессионально востребованным. А отдыхали мы в нашем любимом Филёвском парке – он прямо под окнами.
14. Какие самые яркие моменты этого лета вам запомнились и, возможно, окажутся в одной из новых книг?
– Скорее, не яркие, а трогательные. Прогулки с дочкой и мужем в парке, разговоры детей на детской площадке. Увлекательные физические опыты, которые сын показывал сестре, чтобы её развлечь и заинтересовать наукой. Ну и найденный рецепт идеального теста для пирогов.
«Полное оZOOMление»
Маша Трауб
«Полное оZOOMление»
Этой весной мы все столкнулись с новой реальностью: бесконтактная доставка, онлайн-тренировки, дистанционные лекции и уроки, прогулки по графику. «Полное oZOOMление» – весёлая и искренняя хроника тех недель. Папа, мама, сын-студент и дочка-школьница в условиях самоизоляции – обычная жизнь обычной московской семьи. С поправкой на пандемию.  Маша Трауб – прозаик, колумнист старейшего в России еженедельного издания «Огонёк», автор более тридцати книг. Ее «Дневник мамы первоклассника» экранизировали на студии Станислава Говорухина, а по повести «Домик на юге» режиссёр Вера Сторожева сняла фильм «Сдается дом со всеми неудобствами». По мотивам книги Маши Трауб «Съедобные сказки» поставлена опера, которая идет на сцене Детского музыкального театра им. Наталии Сац.
649 ₽
545 ₽
16
Купить