Реализм за 5 минут
Из чего сделано направление, в котором творили Бальзак и Тургенев
В 1830-ые годы европейская литература переживала важнейший переходный этап. Романтизм зашёл в тупик и начал подвергаться критике, а люди захотели читать книги про актуальные события. Отчасти это было связано с новыми политическими идеями: во многих странах активизировались левые движения и закипала борьба с существующим порядком. В этих условиях у литературы не было выбора – ей пришлось измениться.
Переход от романтизма к реализму
В конце 1820-х годов главными именами в европейской литературе были Виктор Гюго, Вальтер Скотт и Фенимор Купер. Несмотря на то, что формально этих авторов принято относить к романтикам, в их книгах уже тогда начинали появляться черты новой литературы:
1. Все они стали предпочитать прозу поэзии;
2. Герои их книг не отправлялись в волшебные миры или экзотические путешествия, а участвовали в реальных исторических событиях.
Так стало очевидно, что литература начала движение в сторону большей актуальности.
Собор Парижской Богоматери
В своём великом романе Гюго вывел в качестве главного героя знаменитый готический собор. Потрясающие описания архитектурного шедевра и трогательная история, которая разворачивается вокруг знаменитого здания, сплетаются воедино и образуют удивительную по красоте картину.
Психологизм
Постепенно новые авторы, выросшие на книгах Виктора Гюго и Вальтера Скотта, начали понимать, что описания прошлых эпох уже не так интересны, как описания характеров. Поэтому им пришлось обратиться к современности – гораздо проще составить психологический портрет знакомого человека, а не рыцаря из 12 века.
В числе этих новых авторов одной из центральных фигур был Стендаль. По мнению большинства учёных, его роман «Красное и чёрное» открыл эпоху реализма. Несмотря на сдержанную реакцию широкой публики, влияние этой книги на литературу невозможно переоценить.
Красное и чёрное
Жюльен Сорель – молодой человек, который мечтает сделать карьеру священника. При этом его не волнуют моральные стороны этой профессии: Жюльен интересуется только деньгами и властью. Параллельно герой заводит романы с влиятельными женщинами и ведёт рискованную игру. Сможет ли он добиться своих целей и выйти сухим из воды?
Интерес к разным социальным слоям
Начиная с 1830-х годов, писатели начинают всерьёз интересоваться тем, как происхождение героя влияет на его характер. Эти идеи наиболее ярко выразил Оноре де Бальзак в предисловии к своей знаменитой «Человеческой комедии». По словам Бальзака, типы людей – солдат, бездельник, чиновник и так далее – различаются так же, как и виды животных. Только в людях эта грань тоньше, а значит увидеть её и описать писателю сложнее, чем биологу. Эту задачу ставили перед собой многие авторы 19 века, но только некоторые добились впечатляющих результатов.
Домби и cын
Чарльз Диккенс – один из главных английских писателей 19 века и ведущий автор-реалист. Ему удавалось запечатлеть жизнь вокруг себя с удивительным мастерством. В этом романе есть место самым разным героям: беднякам, мелким буржуа, аристократам. Диккенс убедительно показывает, что в основе современного ему общества лежит жестокость и эксплуатация, а принадлежность к тому или иному классу часто предопределяет судьбу человека.
Изображая типичное
Одной из важнейших целей реализма было стремление изображать типичные характеры, повороты судьбы и события. Ведь для того, чтобы понять общество, нужно описать его постоянные элементы, а не уникальные явления. Это ещё одно отличие реалистов от романтиков – новых писателей интересовали вещи, которые на первый взгляд могут показаться очевидными или даже скучными. Мастерство заключается в том, чтобы заинтересовать читателя такими героями и событиями.
Американская трагедия
Теодор Драйзер начал литературную карьеру в самом конце 19 века, но стал одной из ключевых фигур реализма. Всё дело в географии: культура США немного запаздывала по сравнению с европейской, но при этом отличалась удивительным своеобразием. Так и знаменитый роман Драйзера о карьеристе Грифитсе – это история, знакомая любому читателю, и вместе с тем отлично описывающая именно американские реалии.
Реализм в России
Вторую половину 19 столетия в русской литературе принято считать её «золотым веком». Писатели-реалисты вроде Ивана Тургенева или Льва Толстого подняли творческую планку так высоко, что достичь подобного уровня даже сегодня не удалось почти никому. Возможно, дело было в богатом материале, ведь русская действительность – настоящий подарок для любого автора.. Нам остаётся только радоваться такому стечению обстоятельств и раз за разом перечитывать их гениальные книги.
Рудин
Ивана Тургенева часто называют продолжателем идей Гюстава Флобера, но ограничивать русского классика таким описанием – значит, не знать о нём практически ничего. В повести «Рудин» Тургенев создаёт объёмный портрет героя, у которого были все шансы стать великим сразу в нескольких сферах жизни. Вот только гениальные идеи требуют реализации, а Рудин оказывается человеком, неспособным применить свои таланты и добродетели.