Роджер Желязны: стирая грань, между фантастикой и фэнтези
Рассказываем о творческом пути создателя «Хроник Амбера»
13 мая – день рождения одного из наиболее самобытных фантастов прошлого столетия, Роджера Желязны. Едва ли найдётся поклонник фэнтези, который не слышал бы про «Хроники Амбера», которые по праву можно отнести к числу самых ярких циклов в истории жанра. Но кроме них на счету автора было немало других выдающихся произведений. Недавно в издательстве fanzon стартовала новая авторская серия Желязны, в которой переиздаются, как самые известные, так и достаточно редкие работы писателя. Вот мы и решили поговорить о его творчестве.
Звезда «Новой волны»
Роджер Желязны принадлежал к числу счастливых людей, которые с детства знали, чем хотят заниматься в жизни. Он с ранних лет обожал читать, и, как сам утверждал впоследствии, уже в шесть твёрдо решил связать свою жизнь с литературой. И это было не просто абстрактное желание – он прилагал усилия, чтобы достичь своей цели. В 11 лет Роджер получил в подарок от отца печатную машинку, сам научился ею пользоваться и принялся с её помощью писать собственные истории.
Стоит ли удивляться, что высшее образование Желязны получил именно в области английской словесности?.. Правда, поначалу он поступил на факультет психологии – она, наряду с мифологией или единоборствами входила в число многочисленных интересов начинающего писателя. Но уже вскоре перевёлся и сосредоточился на изучении литературы.
Как и многие фантасты 20 века, прежде чем попробовать себя на ниве крупной формы, Роджер Желязны оттачивал писательское мастерство и создавал себе репутацию, сочиняя рассказы и повести. В остальном, впрочем, молодой писатель не шёл по проторенным дорожкам, а искал свой путь. Фантастика и фэнтези в то время были направлениями, в которых царило засилье однообразных произведений, созданных в большинстве своём по схожим лекалам. Однако в 60-х появилось несколько ярких авторов, которые отходили от жанровых штампов и старались обогатить фантастику смешением жанров, необычными мирами, серьёзными темами и нетривиальными конфликтами. Наряду с Майклом Муркоком, Брайаном Олдиссом и Харланом Эллисоном в числе этих писателей был и Роджер Желязны.
Одной из отличительных черт его творчества стала любовь к смешению фантастики и фэнтези. Скажем, один из первых романов писателя, «Князь света», на первый взгляд и по атмосфере походит на фэнтези, но по мере погружения в историю читатель осознаёт, что имеет дело с научной фантастикой. А в «Джеке из Тени» действие разворачивается на планете, которая разделена на две части – одна всегда освещена и там получила развитие наука, а другая погружена в мрак и стала краем, где процветает магия.
Другой яркой особенностью творчества Желязны стало частое обращение к экзотическим и мифологическим традициям. Например, в упомянутом выше «Князе света» писатель опирается на индийские легенды. На страницах романа «Порождения Света и Тьмы» автор отталкивается от египетской мифологии. А при написании «Глаза кота» Желязны использовал предания индейцев навахо.
То и дело Роджер Желязны экспериментировал с повествованием. Скажем, в тех же «Порождения Света и Тьмы», которые изначально были просто писательским упражнением, не предназначавшимся для публикации, рассказ ведётся в настоящем времени, есть поэтическая глава, а финальная часть стилизована под пьесу. А, например, в романе «Дорожные знаки» автор разделил главы на две категории – посвящённые основным персонажам, и второстепенным. И, если первые идут в хронологическом порядке и выстраиваются в цельную историю, то вторые разбросаны между ними в случайном порядке и дают читателю дополнительное представление о мире и его обитателях.
Большое внимание Роджер Желязны всегда уделял внутреннему миру персонажей, и под его пером рождались живые и глубокие личности – зачастую неоднозначные и неизменно вызывающие искрение эмоции. Правда, личности эти не обычные люди – очень часто протагонистами книг Желязны выступают персонажи, чей жизненный срок исчисляется многими веками, обладающие невероятным жизненным опытом и способностями.
Наконец, возможно из-за того, что он на заре литературной карьеры много писал в малой форме, Желязны обладал редким умением, используя сравнительно небольшие объёмы текста, рассказывать многослойные и насыщенные смелыми идеями истории.
Амбер и его отражения
Изначально Желязны не планировал писать длинный цикл, начиная «Девять принцев Амбера». Роман впервые увидел свет в 1970 году, вскоре после того, как литература начала приносить автору достаточно денег, чтобы он мог посвятить ей всё своё время – несколько лет до того писатель трудился в области социального страхования, а книги сочинял вечерами, после основной работы.
Приключения принца Корвина начинались в Нью-Йоркской больничной палате, где герой приходил в себя, ничего не помня о своём прошлом. Кто он такой? Почему лишился памяти и оказался в клинике? Ответы на эти вопросы предстояло искать не только самому герою и читателям – поначалу и сам писатель не знал этого. В поисках разгадок этих тайн, Желязны постепенно создал тот мир, который стал его визитной карточкой.
Вернее, даже не мир, а целую мультивселенную. Она состоит из множества миров, в том числе и нашей Земли, которые служат тенями, что отбрасывает истинный мир, Амбер. Именно из него происходит Корвин. Более того, герой приходится сыном правителю Амбера, Оберону. Но тот исчез, и теперь его отпрыски, отношения между которыми не назовёшь простыми, вовсю борются за престол. А кроме междоусобицы в монаршем семействе Амберу, олицетворяющему порядок, угрожает ещё и извечный враг – Дворы Хаоса.
Сама по себе суть вселенной «Хроник Амбера», подразумевающая что в её рамках существует множество реальностей, располагала к созданию масштабного цикла, насыщенного разнообразными конфликтами. И действительно десятикнижие получилось очень событийным, динамичным и богатым на приключения. Пожалуй, это в купе с оригинальной и открывающей практически бесконечный простор для фантазии вселенной стало главным залогом успеха «Хроник Амбера».
Но, хотя цикл вполне можно читать, как просто захватывающее приключенческое фэнтези, «Хроникам Амбера» присущи и фирменные черты творчества Желязны. Тут есть и смешение жанров, и фокус на психологи и взаимоотношениях персонажей, и ловкое обыгрывание мифологических мотивов.
Параллельно сочиняя немало других примечательных произведений, над «Хроникам Амбера» автор продолжал работать до своих последних дней. Роджер Желязны ушёл из жизни в 1995 году в возрасте всего 58 лет – из-за тяжёлой болезни. За четыре года до того вышел десятый роман цикла, носящий название «Принц Хаоса». Но после этого Желязны написал ещё ряд рассказов о своей вселенной. И, вероятно, проживи автор дольше, поклонники бы увидели и новые романы про Амбер и его правящую фамилию.
Но вот, чтобы другие авторы писали о его вселенной, Желязны не желал. И, когда наследники автора дали разрешение писателю Джону Грегори Бетанкуру сочинить серию приквелов, многие друзья Желязны вроде Джорджа Мартина и Нила Геймана отреагировали на это крайне негативно. Не в восторге оказались и читатели – особенно после того, как книги Бетанкура увидели свет и фанаты убедились, что они не идут ни в какое сравнение с оригинальным циклом.
Разумеется, на самобытный и популярный цикл обратили внимание и в Голливуде. На «Фабрике грёз» несколько раз подступались к «Хроникам Амбера», но до экранов те пока не добрались – хотя всё для того, чтобы стать основой для отличного кино или сериала у цикла есть.
Его последний поклон
На закате жизни и карьеры, в 90-х годах, Роджер Желязны работает уже преимущественно в соавторстве – сразу с несколькими писателями. Пожалуй, самой примечательной его соавторской работой этого периода стоит назвать трилогия «История рыжего демона», над которой он трудился вместе с Робертом Шекли. Это серия из юмористических историй о бесконечном противостоянии сил зла и добра. Между ними регулярно происходят изощрённые состязания, от исхода которых зависит, кто будет распоряжаться судьбами человечества в последующее тысячелетие. Например, в первом томе, «Принесите мне голову прекрасного принца», борьба разворачивается вокруг знаменитой сказки, которую хитрый и амбициозный демон решает вывернуть наизнанку – так, чтобы зло в ней восторжествовало. Но события разворачиваются совсем не так, как задумал интриган из Преисподней.
Сольных же романов у Роджера Желязны в 90-х вышло всего два. Первый из них – «Принц Хаоса», десятый и последний том «Хроник Амбера». Вторым стала «Ночь в одиноком октябре», которая входит в число наиболее известных и часто издаваемых книг Желязны. Это изящная и атмосферная постмодернистская литературная игра с массой отсылок к классике рассказывает о Великой игре, в которой сходятся необычные личности, желающие открыть на Землю путь Древним Богам, и не менее колоритные герои, стремящиеся не допустить их прихода.
Если вы любите фантастику и фэнтези, то Роджер Желязны один из тех авторов, мимо которых нельзя пройти ни в коем случае. Многие его книги– настоящие жемчужины жанров. Причём внимания заслуживают не только самые известные работы автора вроде «Хроник Амбера» или «Князя света» – другие произведения Желязны не менее примечательны.