Самые запоминающиеся книги в издательстве
О лосе-переводчике, «Бесконечной шутке» и книге, которая появилась из «Живого Журнала»
Каждый редактор, конечно, скажет, что прекрасно помнит все свои проекты, но бывают такие книги и связанные с ними истории, которые помнит вся редакция, причем годами, и старшие коллеги передают эти байки новичкам из уст в уста.
Лось, просто лось
Есть у нас замечательный тандем детских авторов: Катя Матюшкина и Катя Оковитая, они сочиняют и сами же иллюстрируют детские детективы про мохнатых сыщиков: кота Кис-Киса и пса Фу-Фу. Среди героев их книг есть и постоянные, например, директор лесного музея Лось Можжевельник. И в некоторых книгах авторы, решив пошутить, стали писать на титульном листе: «Перевод со звериного: Л. Можжевельник». Якобы зверюшки сами о своих приключениях написали, а учёный лось перевёл для людей. Книги выходили и переиздавались несколько лет, пока вдруг из договорного отдела головного офиса в редакцию не пришло письмо, на полном серьёзе: «В комплекте присланных документов не хватает договора с переводчиком Л. Можжевельником! Можете срочно подписать и прислать?»
Весёлый, динамичный и богато иллюстрированный детектив для младших школьников, в котором сыщики пёс и кот расследуют таинственное похищение клада.
Лучше поздно, чем никогда
Если не трогать переводные книги, подготовка которых требует куда больше времени, а говорить о произведениях русскоязычных авторов, то в среднем с момента, когда редактор прочитал рукопись и решил взять её в работу, до выхода книги проходит несколько месяцев, иногда год. Но, как и в любой сфере, изредка случаются ситуации из разряда «что-то пошло не так».
Сборник фантастических рассказов Алексея Провоторова получил нашу редакционную премию «Рукопись года» для авторов-дебютантов в 2014 году. Книга уже стояла в планах, но тут серия, в которой она должна была выйти, закрылась, «наверху» решили, что авторский сборник фантастических рассказов вряд ли будет хорошо продаваться… Проект отложили в долгий ящик. Шли годы. Наконец все обстоятельства (есть подходящая «живая» серия, автор за это время приобрел некоторую известность благодаря другим публикациям) сложились благоприятно и книга вышла. За это время у сборника частично поменялся состав и появилось другое название. С момента вручения премии и до выхода книги прошло в итоге 10 лет.
Атмосферное тёмное фэнтези о мрачных лесах, ведьмах, мертвецах и одиноком молчаливом герое, который едет на своем верном коне навстречу опасности и, возможно, даже останется жив.
Редакторские рекорды
Ведущий редактор – это тот человек, который читает не просто много, а очень много, каждую свободную минуту, потому что надо же когда-то рассматривать поступающие в издательство рукописи. Но что такое «очень много»? Объявляя конкурс рассказов с неожиданным финалом, коллеги ещё не знали, что их ждёт. Поток текстов оказался огромным, за год на почту редактора проекта пришло 3000 писем, а поскольку большинство авторов прислали не по одному тексту, общее количество рассказов составило 7000. Все их редактор героически прочитала, для этого ей пришлось, например, перестать слушать музыку в метро. В результате вышли три сборника рассказов-победителей, и теперь уже читатели могут сами оценить, насколько авторам удалось их поразить.
Сборник рассказов с оригинальными финалами. Жанры здесь собраны самые разные, от мелодрамы до детектива, от юмористической прозы до фантастики, но ни один текст не похож на другой и каждый непременно удивит вас.
И рекорды по тиражам
А тут никаких курьёзных и душераздирающих историй не будет. Случается и так, что у книги с самого начала всё складывается гладко и ровно. И автору не пришлось обивать пороги – издатели сами на него вышли, и книгу читатель сразу полюбил. Так случилось, например, с «Манюней» Наринэ Абгарян. Автор в конце нулевых начала выкладывать смешные истории из своего детства в «Живом Журнале», мы по наводке другого знакомого автора с ней связались и предложили собрать эти заметки и сделать из них книгу. Душевная история о советском детстве и дружбе двух девочек завоевала сердца тысяч и тысяч читателей, стала бестселлером и легла в основу одноименного сериала, а у автора с тех пор вышло более десятка книг, детских и взрослых.
Совокупный тираж самой первой «Манюни» превысил 300 тыс. экземпляров, а общий тираж книг Наринэ Абгарян перевалил за миллион.
Тёплая и ностальгическая история о советском детстве и дружбе двух девочек, Манюни и Нары, о грозной, но доброй Ба, бабушке Манюни, которая старается воспитывать всех, кто попадется ей под руку, а ещё об их многочисленной родне, с которой вечно случается что-то невероятно смешное.
Сэкономим на бумаге?
Мы готовили к печати эпохальную «Бесконечную шутку» Дэвида Фостера Уоллеса. Это был замкнутый круг. Руководство требовало определиться с отпускной ценой – это та цена, по которой книгу у издательства покупают оптовые и розничные сети. Цену невозможно посчитать без понимания тиража. Особенно с учётом того, что книга толстенная и цена точно будет большая, как раз такая, которой боятся оптовики. Чтобы определить тираж, надо опросить этих самых оптовиков. Тогда и цену поймём.
А мы не можем их опросить, потому как цены у нас нет. В нарушение правил провели опрос по приблизительной цене. Получили заказ. Поняли тираж. Ура, с ценой угадали. Осталось только подписать книгу в печать.
И тут тогдашний генеральный директор задает сразу два вопроса: Первый: вот вы говорите, что книга такая хорошая. Но она вышла в 1996 году. А вы решили издать её только сейчас, а что, до вас не нашлось никого? Может, это не просто так?
И второй: ну, хорошо. 900 страниц. Права стоят дорого, перевод тоже, ладно. Но, может, ну его, не будем печатать, хотя бы на бумаге сэкономим? Совокупный тираж «Бесконечной шутки» уже давно измеряется в десятках тысяч, но вот эту фразу наш главный редактор до сих пор забыть не может: «А может, хотя бы на бумаге сэкономим?»
«Улисс» наших дней. Один из главных текстов 20 века, эпохальный труд объёмом более 1200 страниц, соединяющий в себе постмодернистский детектив, комедию и философский роман.
Забавные истории о книгах из жизни издательства:
О казусах с обложками, возрастных ограничениях и комичных жалобах