Интернет-магазин «Читай-город»

Стерильный рай, принудительное бессмертие и рыночный дарвинизм

5 sci-fi-книг, рвущих шаблон о будущем

Нет, мы всё ещё не высадились на Ганимед, наши машины не летают, андроиды не спят с нами в одной капсуле, мертвецов не оцифровывают, а бедность по-прежнему насущная проблема. Простите, Артур Ч. Кларк и Уильям Гибсон, но, кажется, пора переосмыслить наше мнение о будущем.
Собрали для вас 5 сюжетов от современных фантастов, способных оценивать перспективы человечества outside the box, не слишком полагаясь на традиции жанра и умея задавать трудные вопросы.
1. Питер Уоттс, «Революция в стоп-кадрах»
Первое русскоязычное издание знаменитой повести от автора «Ложной слепоты» и лауреата «Хьюго».
Сандей – одна из «спор», представитель особого вида людей, специально выращенных для выживания в длительных космических путешествиях. Вместе с остальной командой она отправляется осваивать глубины Вселенной во спасение почти уничтожившего себя человечества.
Полёт проходит на Эриофоре – астероиде-ковчеге, собирающем звёздное вещество и создающем из него «врата» – червоточины, сокращающие путь к новым мирам. Управляет кораблём искусственной интеллект, а команда судна большую часть времени пребывает в состоянии контролируемой смерти.
Но вот минует 60 миллионов лет, а корабль Сандей по-прежнему не получает никаких вестей от людей. Да, сквозь врата ковчег иногда атакуют жуткие монстры, да, можно встретить причудливые артефакты. Однако самый страшный враг – не снаружи, он притаился здесь, на корабле, и это сам корабль, его мозг, ИИ.
Нужно сражаться, нужно спасаться – но как, когда живёшь один день из миллиона, а остальные ты мёртв? Как, если твой мозг крепко спаян с мозгом врага – частью тебя самого? Как, если любая из 27 тысяч «спор» на корабле может предать тебя? Как, если всё, чего хочет враг, – неумолимо причинить тебе добро и бессмертие?
Это – саботаж, планируемый мертвецами, иногда выползающим из своих гробов. Это – конспирация в подполье с плотоядными растениями-убийцами. Это – революция в стоп-кадрах, каждый из которых может оказаться последним.
2. Ярослав Гжендович, «Гелий-3»
Новый роман польского писателя, автора тетралогии «Владыка Ледяного Сада».
2058 год. Казалось бы, перед нами рай на земле. Нет геноцида, шовинизма, сексизма, безудержного потребления, сумасшедших конспирологов, массового алкоголизма и связанных с ним смертей и болезней, островов из пластика в океане и миллионов гадящих в атмосферу машин. Но почему же тогда так противно? Почему так хочется сбежать из рая?
Норберт занимается тем же, что и его коллеги-ивентщики: ищет скандальные и трешовые сюжеты для МегаНета – гиганта, сплавившего все медиа в одно. Но, в отличие от многих, ему не даёт покоя мысль о том, что будет дальше. Куда придёт добродетельное общество, в котором не хочется жить?
В поисках ответов на свой вопрос, Норберт исследует болевые точки на теле мира, а затем и вовсе покидает планету. Но сможет ли он справиться с тем знанием, что приготовил ему космос?
3. Ричард Морган, «Рыночные силы»
Книга от автора романа «Видоизменённый углерод», экранизированного Netflix, лауреата премий Артура Ч. Кларка и Филипа К. Дика. (К слову, Морган – большой поклонник Питера Уоттса и называет его «Революцию в стоп-кадрах» «передовым воплощением научной фантастики».)
Несомненно, жизнь – это товар. Но в романе Моргана этот тезис обретает буквальный смысл. Его мир – это очень прагматичная корпоративная антиутопия, где жизнь – актив, продолжение рода – проценты, любовь – маркетинг, убийство – слава, а родина – стартап, который, вполне возможно, не взлетит. В новой Вселенной, созданной Морганом, царят циничные и даже дарвинистские законы. Здесь целыми государствами правят корпорации, а рыночный отбор возведён в статус естественного.
Консалтинговая компания «Шорн и партнёры» зрит в корень. Она занимается инвестициями в конфликты, создавая маленькие войны и снимая процентные сливки с той стороны, которую берётся поддержать. У Криса, недавно попавшего в компанию, есть все причины расслабиться: ему обеспечены безопасность, хороший доход и интересные задачи. Но потянет ли он новую работу? Ведь одно дело наблюдать кровожадную реальность со стороны, а другое – самому стать её клыками…
4. Марцин Подлевский, «Глубина: Прыгун»
Новая книга польского мастера космооперы и хоррора.
Родной Млечный путь? Забудьте. Теперь это выжженная земля, а точнее Выжженная галактика. Звёзды потухли, роботы наводят на выживших ужас, а мысли о контакте с пришельцами вызывают животный страх. Никто и не думает отправляться к звёздам, хотя возможность есть – загадочная Глубина. Если совершить в неё прыжок, она способна перенести экипаж на огромное расстояние. Впрочем, затея эта чудовищная – ведь любой бодрствующий человек сразу сойдёт в ней с ума, а то и мутирует во что похуже безумца.
Хотя, если ты уже безумец, почему бы не рискнуть? Миртон Грюнвальд потерял всех, кто был ему долог, и ему особо нечего бояться. Он находит новый корабль, новую команду и идёт на риск – прыгает в Бездну.
5. Яцек Дукай, «Иные песни»
Бестселлер от главного реформатора польской фантастики.
Мир будущего – это больше не мир, где царствует материя. Это мир примата духа, примата платоновских идей, в котором правит форма, присутствующая в каждом объект и человеке и определяющая его суть. Здесь больше нет физики или логики в привычном нам понимании. Дух формирует (морфирует) всё: от человеческой плоти до гор и морей.
Иероним Бербелек некогда был полководцем (стратегосом), но годы величия остались позади. Теперь он стар, его морфа слаба, огонь его духа не пылает так ярко, как когда-то.
Однако всё меняется, когда бывшая жена присылает к нему детей-подростков. Вместе они отправляются на охоту в Африку, загадочную обитель аморфных монстров, золотых городов и жутких тайн. Здесь Иероним чувствует, как буйство духа этих земель пытается пустить корни в его собственной душе, изменить, морфировать его снова. Но согласится ли он перепознать себя, или же предпочтёт – пусть ужасной ценой – навязать свою форму иному?