Интернет-магазин «Читай-город»

Страшно до жути: 4 пугающие книги классиков

От Ивана Тургенева до Брэма Стокера

Встреча с этим жанром литературы – без преувеличения, ад кромешный, потому что выбор произведений огромен. Пытливый читатель, подбирая себе книгу, уже знает, в какое историческое время хочет попасть, в какую атмосферу мечтает окунуться, с каким своим страхом готов встретиться лицом к лицу во время чтения. Мы подготовили гид, который проведёт вас по лабиринтам этого жанра.

Судьба человечества неразрывно связана с понятием «страх». В древности человек не понимал природы многих вещей, с которыми сталкивался. Проходя сквозь призму воображения и иррационального восприятия, природные явления наполнялись мистицизмом, и вот уже новые ужасы готовы были пополнить фольклор…

Научный прогресс объяснил нам природу многих явлений. И всё же каждый из нас хранит генетическую память – или, если хотите, то бессознательное, которое сформировалось тысячелетия назад. Мы охотились на мамонтов, убегали от хищников, сталкивались с разрушительной стихией – адреналин вырабатывался постоянно. Теперь все эти ужасы позади, но организм уже сам требует «раскачки», и для этого кто-то покупает байк, кто-то решается на прыжок с парашютом, кто-то выбирает дайвинг с акулами, а кто-то открывает книгу…

Для тех, кто совсем страх потерял

Свой или чужой? Неважно, главное – пробирает до мурашек

Сразу условно разделим литературу ужасов на отечественную и зарубежную. В русской школе хоррора особенно популярны произведения Алексея Толстого и Николая Гоголя. Но список отечественных авторов этого жанра, разумеется, намного шире. Даже Иван Тургенев, который традиционно считается писателем-реалистом, отдал ему дань в повести «Призраки», которая попала в сборник русской классики хоррора «Упырь».

Рассматривая зарубежную школу хоррора, необходимо сказать о ее разноплановости. Так, англичане по праву считаются создателями жанра готического романа. Джордж Гордон Байрон, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом», написал рассказ «Погребение», вошедший в сборник зарубежной классики хоррора «Вампир».

Мрачная готика для эстетов

Расцвет этого вида литературы пришёлся на XIX век. Давящая атмосфера, меланхолическое настроение, мрачные замки, таинственные девушки... Английская школа в этом направлении считается одной из самых сильных. Культовым, например, стало произведение Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Но и в других странах жанр развивался. Так, Проспер Мериме, французский писатель и этнограф, написал повесть «Локис», наполненную готической атрибутикой.

Эти и другие произведения также собраны под обложкой сборника «Вампир» из серии «Клуб страха».

Готическая традиция не чужда и русской литературе конца XVIII – начала XIX века. Например, Николай Карамзин – представитель сентиментализма, знакомый многим по «Бедной Лизе» – написал повесть «Остров Борнгольм». Произведение вошло в сборник русской классики хоррора «Упырь».

Ужасно разные триллеры

Триллеры подразделяют на мистические и психологические. Яркие примеры последнего направления – произведения Эдгара Аллана По. Одна из самых известных новелл этого культового автора – «Падение дома Эшер». Вечные темы Э. А. По – непонятная болезнь, суицид, безумие – встречаются и в других его произведениях, вошедших в сборник «Вампир» издательства «Феникс».

Отличным примером психологизма в русской классике хоррора стал рассказ «Приведение в Инженерном замке» Николая Лескова, включенный в сборник «Упырь». Рассказ развенчивает суеверия простого русского люда.

«То ли сказка, то ли быль» – так можно охарактеризовать рассказ Валерия Брюсова «В зеркале». Повествование ведется от лица пациентки психиатрической больницы. Воспаленное ли сознание сумасшедшей рисует страшные картины – или реальные события привели ее к помешательству?

В мистических же триллерах, как правило, фигурируют необыкновенные существа: оборотни, вампиры, демоны, приведения. “Ghost Stories” и “Werewolf Stories” представляют привидений и оборотней – самых популярных героев мистических триллеров. Не менее «знамениты» и демоны, которые превращают людей в одержимых.

Но, конечно, самые излюбленные персонажи этого направления – вампиры. Первооткрывателем этих кровожадных жителей ночи стал Джон Уильям Полидори. В сборнике зарубежной классики хоррора «Вампир» представлена его одноименная повесть, которая стала первым художественным произведением с участием этого вида нечисти. Кстати, о вампирах: в серии «Клуб страха» издательства «Феникс» вышло новое издание «Дракулы» Брэма Стокера. Это издание отличается от подавляющего большинства остальных: во-первых, предложен аутентичный перевод Н. Сандровой, во-вторых, читатель найдет тут предысторию, которая была удалена почти из всех предыдущих русскоязычных изданий «Дракулы».

Конец света и начало ужаса

«Survival horror» – подвид ужасов, возникший в Великобритании в начале 1980-х годов. Его основа – страшные изменения мира после наступления «конца времен». Эта тема, кажется, может бесконечно будоражить воображение.

Апокалипсис стал лейтмотивом сборника «Последний человек» из серии «Клуб страха» издательства «Феникс». Всего одиннадцать произведений от пяти мэтров жанра, почти шестьсот страниц отборного Survival horror.

Улыбка ужаса

Чёрный юмор – стилевая смесь, хорошо известная сегодня благодаря «Семейке Аддамс». Но эта жанровая разновидность зародилась значительно раньше. Классическим примером такой литературы может стать «Кентервильское приведение» Оскара Уайльда. С улыбкой вспоминая крылатую фразу из советского мультфильма «Она была дурна собой и совершенно не умела готовить», откройте сборник «Вампир» серии «Клуб страха» – и убедитесь, что над отличным юмором, как и над первобытным страхом, время не властно.

Все упоминавшиеся в статье произведения вышли в серии «Клуб страха» издательства «Феникс». Серия уже объединила несколько десятков культовых авторов и представила множество знакомых и малоизвестных произведений жанра хоррор.

Отличительная черта серии – подарочное оформление. Говорят, у страха глаза велики, потому смотрите в оба на ужасно прекрасные иллюстрации Ивана Иванова. Не только жуткие существа, но и портреты знакомых авторов обретают новое воплощение благодаря самобытному взгляду на жанр «ужасы». Только посмотрите на нашего Брэма Стокера, оцените нечисть, взгляните в глаза одержимым… И вправду, красота – страшная сила!

«Упырь. Русская классика хоррора»
Толстой А., Гоголь Н., Тургенев И. и др.
«Упырь. Русская классика хоррора»

Элементы хоррора появились в русской литературе еще в XV веке, но классические произведения этого жанра были созданы столетия спустя. Среди многих авторов, знакомым широкой аудитории, есть и неожиданные имена. Всего пятнадцать произведений, одни из которых ужасают воображение, а другие подшучивают над людскими страхами. Вурдалаки, призраки, ведьмы, оборотни – кто только не вдохновлял русских литераторов на творчество!

1 249 ₽
921 ₽
26
Где купить?
«Вампир. Зарубежная классика хоррора»
По Э., Уайльд О., Стивенсон Р. и др.
«Вампир. Зарубежная классика хоррора»

Почти тридцать произведений от десяти самых именитых авторов, только классические переводы XIX и начала XX века – всё это сборник классики зарубежного хоррора от издательства «Феникс». Под обложкой представлены произведения не только маститых авторов — Э. А. По, О. Уайльда, Г. Уэллса, — но и тех, кто не так хорошо знаком широкой аудитории, хотя стоял у истоков жанра.

729 ₽
524 ₽
28
Где купить?
«Последний человек: мировая классика постапокалиптики»
Васько А. (ред.)
«Последний человек: мировая классика постапокалиптики»

Всё в этом мире имеет конец, как и он сам! Какой будет жизнь человека в постапокалиптическом обществе? Воображение рисует страшные картины, но неизвестность пугает ещё больше. Разные авторы – от Джека Лондона до Валерия Брюсова – представляли конец мира по-своему. Общее тут только одно: обречённость всего сущего, а ещё – отчаяние героев.

829 ₽
599 ₽
27
Купить
«Дракула»
Стокер Б.
«Дракула»

Брэм Стокер. Как много в этом имени! Существуют сотни переводов его произведений, но классическими признаны лишь некоторые работы. Одна из них заключена под обложкой нового подарочного издания. Кроме того, культовая книга серии «Клуб страха» таит в себе ещё один подарок поклонникам жанра. Традиционные двадцать шесть глав – это не предел. В книгу включено предисловие, которое было удалено из первого издания романа, а потому не вошло в большинство последующих перепечаток.

809 ₽
589 ₽
27
Купить