Тэд Уильямс: автор, изменивший эпическое фэнтези
Про одного из самых выдающихся авторов фэнтези рассказывает Дмитрий Злотницкий
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 16+
Самым влиятельным современным писателем фэнтези последних десятилетий по праву стоит признать Джорджа Мартина. Сам же он, говоря об авторах фэнтези, которые повлияли на его творчество, называет имена Джона Толкиена и Тэда Уильямса. Если создатель «Властелина колец» в особом представлении не нуждается, то вот Уильямс, хотя и давно считается живым классиком, не столь известен, как того заслуживает. Мы решили рассказать о вкладе этого выдающегося писателя в развитие эпического фэнтези, а заодно напомнить о его работах за пределами жанра.
Новатор фэнтези
Тэд Уильямс родился в 1967 году в Калифорнии. Любовь к литературе вообще и фэнтези в частности привила мама, которая постоянно читала ему и его братьям книги. Когда он подрос, то превратился в страстного книгочея, причём круг чтения у него был очень широкий – от Шекспира и Йейтса до Сэлинджера и Пинчона. А особенно Уильямса привлекали фэнтези и фантастика. Именно на ниве фантастики он сделал первые пробы пера, сочинив сценарий для фантастического фильма, который сам называл ужасным и никогда не показывал никому, кроме родственников.
Прежде чем всерьёз заняться литературой, писатель перепробовал множество профессий. Ему довелось и торговать обувью, и работать менеджером в финансовой компании, и быть диджеем на радио, и трудиться копирайтером в Apple.
Литературный дебют писателя состоялся в 1985 году. Первой его книгой стало фэнтези о приключениях молодого кота – «Хвосттрубой». У главного героя пропадала возлюбленная, и он отправлялся на её поиски. Сюжет книги достаточно незамысловат, но уже в первом романе Уильямс продемонстрировал некоторые качества, которые станут отличительной чертой его творчества в целом. Он создал самобытный и продуманный мир – в частности тщательно прописал культуру и легенды кошачьего народа – и населил его интересными персонажами, вызывающими искренние эмоции.
Следующий роман автора, «Трон из костей дракона» увидел свет спустя три года и открыл трилогию «Память, Скорбь и Шип», которая стала настоящей визитной карточкой Уильямса. А ещё – тем самым циклом, написав который, автор предвосхитил, а быть может и задал новое направление развития эпического фэнтези.
В 80-х годах прошлого века жанр переживал не лучшие времена и явно страдал из-за избытка однотипных циклов, использовавших одни и те же сюжетные ходы и приёмы. Спасение мира от тёмных сил, становление избранного героя, путешествие команды персонажей по весям огромного мира в поисках магических артефактов… Подобное можно было встретить во многих фэнтезийных произведениях тех лет. Не обошлось без таких традиционных для жанра штампов и в трилогии Уильямса. Но начинающий автор не ограничился следованием пути, проторенному предшественниками, и сумел привнести в жанр непривычные для него элементы. Большое внимание он уделил психологии персонажей, и создал целую галерею не просто запоминающихся, но глубоких и неоднозначных личностей. Конфликт был многослойным и не сводился к тривиальному противостоянию добра и зла. Ещё Уильямс сделал упор на политике и придворных интригах. А проработка истории, народов и культур Светлого Арда подкупила тщательностью и вниманием к деталям.
Как признавался Джордж Мартин, именно прочитав «Трон из костей дракона», он поверил, что эпическое фэнтези не исчерпало себя с выходом «Властелина колец» и в рамках жанра можно создавать многогранные и серьёзные истории. А однажды, встретившись на фестивале с Уильямсом, Мартин даже в шутку погнал его домой – чтобы тот быстрее дописывал цикл. Согласитесь, сегодня это выглядит иронично. Тем более что Уильямс не стал испытывать терпение читателей, и уже в 1993 году вышел финальный роман трилогии, «Башня зелёного ангела». Правда, он получился таким объёмным, что часто при издании его делили на две части, из-за чего цикл порой называют тетралогией.
Иные горизонты
В отличие от многих других авторов фэнтези, Уильямс не стал надолго задерживаться в мире, который принёс ему первую широкую славу. На протяжении двух последующих десятилетий автор создавал новые вселенные и циклы. Чаще всего он продолжал работать в рамках фэнтези, хотя уже и не только эпического. К тому относится масштабная, но пожалуй слишком неспешная тетралогия «Марш теней», написанная в нулевых годах. Но кроме неё из-под пера автора вышли трилогия ироничного городского фэнтези о злоключениях ангела-адвоката, одиночный роман о человеке из нашего мира, попадающего в волшебную реальность и подростковое фэнтези о ферме, где разводят драконов.
Но, пожалуй, самым значимой и громкой его работой после завершения «Памяти, Скорби и Шипа» стала фантастическая тетралогия «Иноземье». Она рассказывала об относительно недалёком будущем, в котором существует виртуальная реальность с полным погружением и в ней воспроизведены многие популярные вымышленные вселенные вроде Средиземья или Страны Оз. И многие люди проводят большую часть своей жизни именно в этой цифровой реальности, именуемой Иноземьем.
Несколько героев, которые в реальном мире вряд ли когда-нибудь могли бы встретиться, сталкиваются с тем, что в Иноземье происходит нечто очень странное. И попытки разобраться в этом ведут к раскрытию заговора, за которым стоят самые могущественные люди реального мира.
В 2015 году по циклу была запущена многопользовательская ролевая игра Otherland, просуществовавшая шесть лет. А сейчас в разработке находится телевизионный сериал по мотивам «Иноземья».
Возвращение в Светлый Ард
В финале «Памяти, Скорби и Шипа», Уильямс красиво завершил основные конфликты трилогии, но в то же время оставил намёки на возможное продолжение. Конечно же, поклонники регулярно задавали автору вопрос, собирается ли он вернуться в Светлый Ард с новыми историями. Но долгое время писатель не демонстрировал подобных намерений, и был сосредоточен на других проектах.
В последние годы автор всё-таки вернулся к Светлому Арду, причём сделал это с присущей основательностью. Прежде всего, он взялся за новый цикл об этом мире, который служит прямым продолжением предыдущему – он получил название «Последний король Светлого Арда». Его действие разворачивается спустя три с лишним десятилетия после событий «Башни зелёного ангела», и здесь на первый план выходит молодое поколение героев, хотя и без встреч со старыми знакомыми не обойдётся, и некоторые из них играют в сюжете значительную роль.
Возвращение Уильямса в мир, который сделал его звездой эпического фэнтези, удалось на славу. Новый конфликт и персонажи получились не менее интересными, чем старые, и автор привнёс в повествование ещё дополнительный слой, начав показывать события ещё и точки зрения бессмертных ситхи. Они ненавидят человечество, и в предыдущей трилогии представляли эдаким классическим для фэнтези злым народом. В «Последнем короле Светлого Арда» они остаются жестокими и коварными, но писатель позволяет нам лучше понять их и даёт основания начать сопереживать по крайней мере некоторым из ситхи. Сейчас цикл состоит из трёх романов, а заключительный, четвёртый, готовится к изданию на английском языке.
Кроме того, Уильямс написал небольшой роман «Сердце того, что было утеряно», который служит одновременно эпилогом к первой трилогии и прологом к новой тетралогии. А затем автор создал приквел «Братья ветра», действие которого разворачивается за сотни лет до других книг о Светлом Арде – здесь в центре сюжета охота на жуткого дракона и её последствия.
Останавливаться на этом Уильямс не собирается – ему явно в удовольствие работать над новыми книгами о Светлом Арде и те получаются отличными. Сейчас писатель работает над ещё одной книгой о прошлом своего мира, и эта история, по словам Тэда Уильямса, по духу будет близка к приключениям Робина Гуда.
К сожалению, многие романы Уильямса давно не переиздавались на русском. Но в последние годы, благодаря продолжению цикла о Светлом Арде и переизданию первой трилогии о нём, началась новая волна популярности писателя в наших краях. И, если вы с ним ещё не знакомы, но любите эпическое фэнтези, то советуем вам обратить внимание на его книги.