Интернет-магазин «Читай-город»

Только верить: о чём книга Дугласа Стюарта «Шагги Бейн»

Роман-лауреат Букеровской премии

Впервые на русском языке вышел долгожданный англоязычный роман 2020 года, лауреат Букеровской премии – «Шагги Бейн» американского писателя шотландского происхождения Дугласа Стюарта.

Главный герой Шагги Бейн – самый юный в семье. Но на его долю приходится и самое большое количество испытаний, потому что только он остаётся рядом с матерью, страдающей тяжёлой алкогольной зависимостью, и по мере сил заботится о ней в течение 10 лет. С тех пор, как ему самому исполнилось шесть.

Этот ошеломляющий роман основан на реальных событиях. Каждая деталь, каждый момент отчаяния и безысходности выписаны в нём с поразительной достоверностью. Сам автор когда-то вырос в такой же семье. Мальчик из рабочего квартала, сын страдающей алкоголизмом соло-матери, он вырвался из Глазго и стал не только знаменитым дизайнером, но и писателем, который прославился после выхода первого же романа.

«Шагги Бейн» – грустная и, вместе с тем, воодушевляющая история безграничной веры и надежды.

Предлагаем познакомиться с эксклюзивным отрывком из романа Дугласа Стюарта «Шагги Бейн».

— Станцуй для меня, — сказала она вдруг. — Давай устроим маленькую вечеринку. — Она нажала на кнопку магнитофона, новая кассета с визгом встала на свое место, медленная тоскливая музыка ускорилась до более счастливой. Шагги поднял ее банку с лагером, поднес к губам, словно внутри был некий волшебный сок. Поморщился от горького овсяного вкуса, в котором чувствовались и шипучка, и молоко, и каша одновременно. Он начал танцевать для нее, щелкая пальцами и не попадая в ритм с музыкой.

Когда она рассмеялась, он стал танцевать старательнее. Он повторял все, что вызывало у нее смех, по десять раз, пока искренняя улыбка на ее лице не превратилась в натянутую и фальшивую. Тогда он принялся искать новое движение, чтобы порадовать ее. Он подпрыгивал и раскидывал руки, а она смеялась и хлопала. Чем счастливее она выглядела, тем больше ему хотелось кружиться и махать руками. От пляски узоров на обоях перед его глазами Шагги чуть ли не тошнило, но он продолжал молотить воздух руками и трясти бедрами. Агнес закидывала голову в приступах смеха, печаль исчезла из ее глаз. Шагги щелкал пальцами, как крутой парень, и выставлял вперед лоб, по-прежнему не попадая в такт. Это не имело значения. Они оба держались за животы от смеха, когда услышали этот звук.

Входная дверь в коридоре открылась и закрылась. Скорее даже они не услышали звук, а почувствовали ветерок и сжимающееся пространство. Тяжелые шаги по ковру медленно приблизились к двери спальни. Агнес собрала пустые банки из-под лагера, спрятала за дальней стороной кровати. Она повернула перстни на пальцах вверх и, уставившись в ожидании на дверь, испробовала свою самую непринужденную улыбку. Тяжелые шаги остановились. Агнес и Шагги услышали тихое позвякивание монеток в кармане брюк. Потом раздался тихий вздох, и шаги проследовали по коридору в гостиную. Он вернулся домой на первый обеденный перерыв. Это время они должны были проводить вместе. А теперь она услышала, как Шаг поздоровался с родителями своим равнодушным, без малейшего тепла голосом. Агнес знала — вот ее отец поднимает голову и улыбается, экран телевизора отражается в его очках. Вот он встает и предлагает Шагу свое удобное кресло. Вот они оба принимаются кружить вокруг этого кресла, словно в нескладной игре «Музыкальные стулья», но вот наконец Шаг кладет руку на плечо Вулли и опускает его в кресло. Вот Лиззи с каменным лицом поднимается вскипятить чайник и дрожит, будто в комнату пришел не Шаг, а заявился сам холодный местный ветер с Кэмпсийских холмов.

Агнес слушала все это через стену. Потом она одним движением схватила кремы и пузырьки с парфюмерией со своего столика и швырнула их через всю комнату. Приевшийся ей ночник валялся разбитый на боку. Оголившаяся лампа своим светом так исказила ее черты, что Шагги перепугался. Все в одно мгновение встало с ног на голову.

Агнес опустилась на край кровати. Шагги почувствовал, что ее банка с пивом пролилась на матрас, потому что его носочки стали намокать. Она, зарывшись лицом в его волосы, рыдала сухими горькими слезами, ее влажное дыхание неприятно холодило его шею. Упав на кровать, она притянула и прижала его к себе, и он увидел ее перекошенное лицо, тушь, размазанную по щекам. Мать выглядела так же, как иногда красотки с банок лагера — отвлекся печатник, съехал трафарет, и женщина внезапно оказывалась жуткой смесью разных слоев печати.

Агнес потянулась поперек матраса к сигаретам, закурила, шумно затянулась, отчего кончик сигареты разгорелся, заполыхал медным цветом. Она несколько мгновений смотрела на огонек, а потом надтреснутым от жалости к самой себе — «ах, бедная я, несчастная» — голосом принялась подпевать песне на кассете. Ее правая рука изящно вытянулась, она поднесла горящую сигарету к занавеске. Шагги смотрел, как материя сначала принялась тлеть, а потом пошла серым дымком. Он весь сжался, когда дымок взорвался оранжевым пламенем.

Шагги Бейн
Стюарт Д.
Шагги Бейн

В 80-е, когда Шотландию медленно разрушает экономический кризис и безработица, Агнес Бейн предаётся смелым мечтам. Она листает глянцевые журналы мод, мечтает о гламурной жизни и считает себя слишком красивой, чтобы работать. А ещё она редко бывает трезвой и неинтересна даже собственному мужу. Единственный, кто заботится об Агнес, – её десятилетний сын Шагги. Мальчика часто пугают пьяные выходки мамы, но она всё равно остаётся для него самым главным человеком на свете.

1 019 ₽
509 ₽
50
Купить