Топ-10 лучших романов Виктора Пелевина
По версии «Читай-города»
Недавний роман «Путешествие в Элевсин» стал юбилейным, двадцатым для Виктора Пелевина – так много, что можно и запутаться, какой хорош, а какой – не совсем. Поэтому, вспомнив, что 22 ноября у писателя день рождения, «Читай-журнал» предлагает рейтинг его книг. Он собран на основе двойной оценки: с одной стороны, учитывались бестселлеры, то есть, насколько популярен у читателей и успешен текст с коммерческой точки зрения. С другой стороны, наш топ книг Пелевина включает и экспертную оценку редакции, не основанную на цифрах продаж.
Все места в списке мы считаем произвольными, поэтому расположили их в хронологическом порядке. Также к каждой книге приводим уточнение, почему она попала в рейтинг.
Первый роман 29-летнего писателя сразу же стал заявкой на место в литературном пантеоне и получил премию «Бронзовая улитка» прямиком из рук живого классика – Бориса Стругацкого. Хотя книга на самом деле – не фантастика, а ловкая под неё маскировка. В дальнейшем Пелевин не раз будет стилизовать свои тексты под те или иные жанры, но тогда, в 1991 году к таким приёмам не то что не привыкли – не были готовы. Книга очень короткая, и, хотя рассказывает о реалиях позднего советского союза, до сих пор читается просто.
Наверное, самый аллегоричный роман Пелевина, ведь все герои здесь – одновременно и насекомые, и обычные люди из начала 90-х. А ещё автор не объединил своих персонажей в один сюжет, но от этого книга не ощущается как сборник рассказов. И, наконец, это наиболее добрая книга Виктора Олеговича, проникнутая его личной любовью – к насекомым, Коктебелю, лету. По словам писателя «от романа исходит тепло». На фоне других его книг, чаще саркастических, «Жизнь насекомых» выглядит гимном своему времени и молодости.
Именно эта книга сделала Пелевина всероссийски знаменитым и превратила его в эксперта по буддизму для многочисленных читателей. И она была по-настоящему смешной, обыгрывая как популярные в 90-х фильмы и сериалы (среди героев есть Шварценеггер), так и советские анекдоты о Чапаеве и переводя народную культуру в совсем другую плоскость – постмодернистскую. И ещё это единственная (пока?) книга Виктора Олеговича, у которой есть зарубежная экранизация, пусть и не дотягивающая до первоисточника.
Наверное, рассказывать про Generation «П» и её заслуги особо не надо – это будет звучать как вручение ордена хомячку Ростроповичу (кто не понял, смотрите экранизацию романа – в этот раз уже отличную). Но ладно, напомним, что это первая по-настоящему народная книга Пелевина. Она разошлась на цитаты. Она создала как минимум один известный бренд газированных напитков. Она сделала копирайтинг и маркетинг понятными постсоветскому человеку. Впрочем, цитируем: «Пора завязывать с литературоведением и думать о реальном клиенте».
Любовные линии есть во многих романах Виктора Олеговича, но лишь в «Священной книге оборотня» главная тема – любовь. Это вольное продолжение Generation П с другими по большей части героями, конечно, не пытается быть любовным романом, но зато здорово ухватывает раскованность начала двухтысячных. А ещё это довольно редкая для Пелевина история, которую рассказывает девушка. Точнее, лиса-оборотень, но это уже частности. Ведь любовь зла ;)
В Empire V обыгрываются сразу три важных тренда 2000-х. Это гламур, которым была проникнута жизнь России в эпоху экономического подъёма, корпоративная культура, тем самым подъёмом порождённая, и вампиры – они тогда находились на пике популярности. Как в коктейле, тренды смешаны и усилены нотками альтернативной реальности, мирового заговора и избранности. Неудивительно, что книга породила прямое продолжение «Бэтман Аполло», а её экранизация, хоть и прошла через огонь, воду и медные трубы – осталась актуальной и в 2023 году.
Больше статей о Викторе Пелевине и его книгах:
Экранизированные книги Виктора Пелевина
Империя наносит ответный удар: зачем читать «Путешествие в Элевсин»
Роман о взаимоотношениях прекрасного, просвещённого, высокоразвитого Бизантиума и ужасного, невежественного, отсталого Оркленда многие называют пророческим за предсказанные события десятых годов. Но на деле это ещё и книга о любви, о том, какой удивительно сильной она может быть, и о том, что может случиться с миром, если эту любовь заменить на всевозможные эрзацы и аббревиатуры. А также о том, куда может завести дезинформация.
Даже по меркам изобретательного Пелевина iPhuck10 наполнен нестандартностями и странными персонажами. Рассказчик тут – полицейский алгоритм Порфирий, который работает на «бабу с яйцами», сюжет строится вокруг произведений искусства наших дней и секса с помощью устройств типа «айфак» и «андрогин». А уж то, что происходит с героями в финале, заслуживает литературной премии. И она у книги, кстати, есть – это Премия Андрея Белого. Вдобавок, несколько лет спустя мы уже видим, что «айфак» стал приквелом для Transhumanism Inc, и это тоже стоит записать в плюсы.
Счастье – достижимо для всех, если у всех хватит средств его оплатить. С этой концепцией Пелевин сделал одну из лучших сатир на общество второй половины десятых: досталось и феминисткам, и олигархам, и стартаперам. А ещё «Тайные виды» – наверное, самый буддистский по сути роман автора: ведь достижение счастья кажется ему возможным именно с этой точки зрения, а не с той, что предлагает нынешний капитализм.
Двадцать романов спустя Виктор Олегович вернулся к простой композиции, что использовал в своей первой большой работе. И это сработало – «Путешествие в Элевсин» не отягощено ничем лишним, а сам автор как будто молодеет в симуляции Древнего Рима, где действуют его герои. Кроме того, «Путешествие» – это и лучшая точка входа во всю трилогию про мир корпорации Transhumanism. И снова отдельный «плюсик» мы ставим за финал: он пусть и делает примерно то же, что и в iPhuck 10, но как мастерски!