О чём книга «Анатомия искусства» Жени Александровой
Поиски скрытого смысла в живописи
Согласитесь, даже безусловные шедевры искусства не всегда можно назвать красивыми и понятными. Нередко знакомство с ними становится настоящим мучением для рядового зрителя: абстрактные линии, пятна, фигуры... Что же хотел сказать художник этой своей картиной? Как понять, что и зачем на ней изображено?
Анатомия искусства
Книга «Анатомия искусства» поможет обстоятельно разобраться в сложных вопросах живописи и научит понимать её язык, а также познакомит читателей с историей изобразительного искусства, чтобы он мог проследить, как менялись приёмы и методы изображения в разные периоды и эпохи.
А вот и подборка интересных фактов из книги о том, как эволюционировал жанр портрета в живописи с XX века до наших дней:
- Двадцатый век ознаменовался тем, что взгляд на изображение человека менялся так часто, как никогда до этого. Каждое нововведение шокировало зрителей всё больше. Художники перестали создавать работы с изображением людей. Точнее, они писали портреты, но назвать их таковыми можно лишь с оговоркой, ведь никакого реального облика на них не было.
- После окончания Второй мировой войны и периода долгого экономического упадка у людей появилась свобода выбора – от продуктов в магазине до сексуальных предпочтений. Художники с радостью ответили на желания публики и начали создавать так называемые массовые работы. Они делали то, что понравится всем – поп-арт.
- Что же было дальше? А дальше был Жан-Мишель Баския. При взгляде на его работу «Две головы» несложно заметить, что она похожа на наскальные рисунки первобытных мастеров. Но все же разница между ними и этой картиной огромна: в схематичных линиях художника с лёгкостью узнаются герои картины – сам Жан-Мишель и Энди Уорхол.
- Со временем стало понятно, что не только изображение человека, но и само человеческое тело может помочь заявить о проблемах, волнующих как художников, так и весь мир. Наглядным примером послужит любая из работ Марины Абрамович, в которых она занималась полноценным исследованием психики человека.
- В наши дни начинается новый всплеск интереса к образу человека в искусстве. То, что происходит сейчас – это эпоха нового культа лица. Хотя те же селфи выходят за принятые рамки, именно они являются отражением современной эпохи. И не только они. Например, процесс цифровизации, затронувший, вероятно, все сферы жизни общества, коснулся и искусства – так появилось цифровое искусство и NFT, позволяющие его защитить.
- Один из таких объектов – цифровой «автопортрет» робота по имени София. Он был создан нейронной сетью на основе работы итальянского художника Андреа Боначето и представляет собой видео в формате MP4 длиной 12 секунд с блокчейн-сигнатурой NFT. Какой век, такие и портреты.