«Я просто смотрю кино»: кинематографичность манги Тацуки Фудзимото
Отсылки в «Человеке-бензопиле», «Огненном ударе» и других историях
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+
– Есть ли что-то, чем вы вдохновлялись при создании своих ваншотов?
– Я смотрел фильмы!
Тацуки Фудзимото, автор «Человека-бензопилы», известен в мире манги как заядлый киноман. Многочисленные отсылки и референсы фильмов уже стали привычным ребусом для поклонников его творчества, а интернет пестрит фанатскими подборками. Работы Фудзимото богаты на примеры кинематографичности, и каждый из его шедевров раскрывает этот стиль по-своему. Как именно мангака работает с фильмами и какие «спецэффекты» можно найти на страницах его манги – расскажем в статье.
Что можно найти в работах Тацуки Фудзимото?
Быстрая смена сцен и перспектив
Манга Тацуки Фудзимото – это лента, снятая с помощью чернил и бумаги. Динамика в ней бешеная, будто воображаемому оператору нельзя стоять на месте. Читатель видит героев то вблизи, то вдалеке, то с неожиданного ракурса, и каждое движение персонажа не просто прослеживается, а проживается. Это напоминает эффект непрерывного движения камеры в фильме: сцены резко сменяют друг друга, будто каждый кадр – новый миг в реальности героев.
Так, в «Человеке-бензопиле» герои часто переходят от спокойных разговоров к взрывной драке всего за несколько панелей. Ритм не дает скучать и заставляет читателя удерживать взгляд на странице, вцепившись в книгу, как зритель держится за подлокотники в зале.
Статичные кадры
При всей своей динамичности манга Фудзимото умеет останавливаться, и делает это красиво. Мангака будто нажимает на паузу, чтобы читатель смог прочувствовать тишину и напряжение. Долгие, «немые» статичные кадры – редкость в манге, но у Фудзимото они играют ключевую роль. Особенно яркий пример – ваншот «Оглянись», где мангака использует целые страницы на одну сцену. Девочка рисует за столом, её одинокий силуэт замирает в комнате, и только полка постепенно заполняется книгами по искусству.
Подобные кадры можно найти в «Огненном ударе» и «Прощай, Эри» – с помощью такого приёма Фудзимото играет с течением времени или углубляет эмоции своих персонажей.
Визуальное повествование
Фудзимото – мастер визуальных метафор, и каждая из его работ содержит такие сцены. В «Огненном ударе» образы пламени становятся метафорой ненависти и страдания, а в манге «Оглянись» особое внимание уделяется пустым листам бумаги и карандашам – олицетворению тяжёлого творческого пути. «Прощай, Эри» почти целиком построена на визуальной метафоре: моменты жизни, снятые на камеру, становятся отражением любви и боли, а последний кадр – мощной метафорой завершения и новой жизни. Камера здесь словно фиксирует последний, запредельный миг. А иногда за героев говорит и сам пейзаж.
Прямые отсылки
Фудзимото часто оставляет на страницах своей манги отсылки к фильмам и их персонажам. Иногда это афиши в комнате героя, постеры культовых кинолент, иногда – мимолетные сцены, напоминающие о классике.
В «Огненном ударе» есть сцена с переодеваниями, напоминающая момент из «Леона», а один из нарядов героини в точности повторяет одежду Матильды. Эти детали словно маленькие подмигивания – поклон киноискусству и призыв смотреть глубже. Фудзимото наполняет свою мангу не только очевидными, но и тонкими кинематографическими штрихами, которые подчеркивают его любовь к этому искусству. Для него фильмы – не просто декорация, а смысловая часть творчества.
Мотив кино и кинотеатра
«Вся жизнь – это фильм».
Такой мотив особенно силён в манге «Прощай, Эри», где герой смотрит на отрезки своей жизни через отснятое им видео. После смерти матери он пересматривает кадры, пытаясь выстроить историю, и в итоге добавляет ей сюрреалистичное завершение. Фудзимото подчеркивает, что каждый момент нашей жизни можно пережить заново, когда мы смотрим на него «со стороны», через экран. В «Огненном ударе» одна из финальных сцен разворачивается перед киноэкраном, где герои буквально обсуждают свои жизни, как если бы смотрели фильм. Идея о том, что после смерти каждый попадет в кинотеатр, остаётся лейтмотивом.
Жизнь у Фудзимото – это фильм, где каждый сам себе и режиссёр, и зритель. Это не только художественный приём, но и философская мысль, которая звучит мощно и откровенно.
Персонажи-киноманы
Конечно, куда без них! Многие из героев Фудзимото любят фильмы и ходят в кино, а особенно ярко выделяется Тогата из «Огненного удара». Героиня одержима всевозможными кинолентами и воображает себя режиссёром, а её единственная цель (ради которой она готова на всё) – снять лучший фильм. Таким образом, Фудзимото создаёт мир, где сами герои понимают свою жизнь как кино, а окружающее их – как декорацию для великого зрелища.
Манга Фудзимото – отличный материал для экранизаций, и режиссёры аниме-адаптаций часто добавляют свои отсылки в экранные версии историй мангаки. В одном только опенинге «Человека-бензопилы» поклонники насчитали более десяти киноотсылок, а вышедшая в российском прокате совсем недавно экранизация «Оглянись» порадует фанатов неожиданными ссылками на другие работы Фудзимото.