Интернет-магазин «Читай-город»

Записки болотной хтони: что интересного в «Сёстрах озёрных вод» Ольги Птицевой

От автора бестселлера «Там, где цветёт полынь»

В начале июня в Popcorn Books выходит переиздание романа Ольги Птицевой «Сёстры озёрных вод». В 2018 году эту книгу уже выпускали в издательстве АСТ, но с тех пор писательница, автор «Там, где цветёт полынь» и «Выйди из шкафа», успела расторгнуть договор и переработать текст.

Под новой обложкой – сюжет между сном и явью, фольклором и реальностью. Главная героиня просыпается с раной на голове посреди леса и не может вспомнить, кто она и как здесь оказалась. Её спасает незнакомец, чья семья верит в лесных духов и болотных тварей.

О сверхъестественном и обыденном в тексте Ольги Птицевой рассказывает книжная обозревательница Мария Бурова.

Сёстры озёрных вод
Птицева О.
Сёстры озёрных вод
719 ₽
592 ₽
17
Купить

Лесные духи, болотные твари… Это что фэнтези?

Не совсем. Это Young Adult-роман об изматывающей действительности с фэнтезийными сюжетными дополнениями.

Сказочное в виде зазовок, упырей да кикимор – только дополнение к миру привычных для молодых взрослых проблем, в которых живут и герои, и читатели. Как в своих интервью не раз подчеркивала сама писательница, любой вымысел нуждается в реальности, чтобы наполнить художественное повествование ценностью. Пусть все вокруг шепчут заклинания, предсказывают пробуждение ужасного чудища со дна озера и носят за пазухой родовой серп для ворожбы, главное, что герои уязвимы как самые обычные люди. Они ревнуют и злятся, сдаются перед сложными обстоятельствами и избегают трудных решений, недоговаривают и обманывают.

Что насчёт персонажей – чем они в этом мире заняты?

Читателям предстоит знакомство с большой патриархальной семьёй.

Батюшка – глава рода и Хозяин леса, умеющий подчинить своей воле животных и людей. Три его супруги – Аксинья, Глаша и Поля – в основном заняты рождением и воспитанием детей и гаданием, кто же из отпрысков будет принят лесом и станет новым Хозяином после смерти старого. Дети разного возраста – Демьян, Олег, Стёпа, Фёкла, Стеша – помогают по хозяйству. К сожалению взрослых, никто из них не был избран лесом, так что умирающий Батюшка не смог передать никому свои ценные знания.

Живёт семейство в доме на краю леса в окружении фольклорной хтони и болотной жижи. Водопровода и электричества нет, зато есть наговоры, целительные травы и человеческие жертвоприношения – ужасная плата Хозяину озера за долгую и спокойную жизнь, за охрану от чудищ, живущих под водой и на болоте.

После смерти Батюшки Демьян приносит в избу раненую молодую девушку Лесю, которая в перспективе должна стать одной из новых жертв. Она ничего не помнит о своей прошлой жизни в городе, но зато постоянно видит вещие сны и может общаться с лесом. Всё это заставляет местных приглядеться к ней повнимательней.


Происходящее не вязалось с её шатким представлением о сумасшедшей семейке, живущей в лесу. Это солнце, ушедшее так быстро, этот ветер, примчавшийся в дом по первому зову, этот безжизненный мужчина на столе, Аксинья, поящая сына собственной кровью. И ужас, сковавший всё кругом. Это сложно было назвать массовым помешательством. Скорее, это был иной мир, существующий по своим правилам.


Так значит весь сюжет крутится вокруг Леси?

Почти сразу становится очевидно, что все лесные тропинки ведут к Лесе, у которой когда-то была и школа, и жизнь в типичном многоквартирном доме, и мама с папой. Как и зачем она оказалась в чаще – главная загадка первой части дилогии Птицевой. Ответы спрятаны в продолжении, которое выйдет в Popcorn Books в конце лета.

Леся хочет разобраться, кто она такая, но семья Батюшки постоянно её отвлекает – жестоко убит то один член семьи, то другой. В финале «Сестёр» Леся наконец получает шанс выбраться, но какие испытания ждут её на этом пути – неизвестно.

Соревноваться с ней по степени важности для сюжета может разве что Демьян – наполовину человек, наполовину зверь, в детстве проживший какое-то время в стае волков. В нём слишком много ненависти к его кровной матери – Аксинье, и к самому себе – сыну, что не смог уйти от судьбы: оставить лес и жить самостоятельно в городе.


Давно уже Демьян не был так близок к потере рассудка. Кажется, только теперь, стоя рядом с той, что умерла столько лет назад, он понял наконец, почему так спешно, так бездумно сбежал с этой земли. Что-то внутри него всегда знало: чертовщина, творящаяся тут, так просто не отстанет. Мёртвые, не преданные земле, а отданные лесу, не могут просто взять и кануть в небытие. Ну конечно же, они возвращаются – мороком, злым духом. И приходят мстить тем, кто виновен в их гибели.


И хотя основных двигателей сюжета двое, говорить от первого лица предстоит каждому встречному. Все главы в книге названы по именам тех, в чьи мысли читателям предстоит погрузиться – Леся, Демьян, Олег, Аксинья, Глаша и снова Леся. Многоголосие как возможность заглянуть за ярлык, навешенный на персонажей, показать неочевидную, скрытую от глаз постороннего мотивацию.

Значит, самый страшный зверь в лесу – Демьян?

Кандидатов на роль главного злодея много и среди людей, и среди нечисти. Временами кажется, что ни один из придуманных Ольгой Птицевой персонажей не пытается быть хорошим. Они замалчивают правду, стараются не замечать жестокости, желают друг другу смерти просто так, покрывают Батюшку – якобы Хозяина леса, а на деле убийцу и насильника. Список злодеяний длинный.

Кажется, только Леся видит каждого из лесных обитателей насквозь. И потому так торопится от них сбежать – пока ей не задурили голову до такой степени, что и она решит смириться с творящимися вокруг ужасами.

И какой же у этой книги посыл? Не ходи гулять в лес в одиночестве?

Главная идея пока не очевидна, нужно дождаться второй части. Но уже сейчас кажется, что главная критика Птицевой обращена к человеческой жестокости, которая сколько угодно может прикрываться необходимостью и роковым стечением обстоятельств. По сути своей человек, способный преднамеренно отнять жизнь другого человека – всегда злодей, как бы он не оправдывался и каким бы густым и непроходимым ни был пейзаж вокруг.


Неважно, сколько времени прошло. Если ты потерялся в лесу, то кричи. Кричи что есть сил, глотай влажный дух леса, ступай на опавшую хвою, на гнилую листву и зови того, кто спасёт тебя, кто отыщет и выведет. Забудь, что выхода нет, как нет тропы, ведущей из самой чащи леса, если он принял тебя своим. Кричи, покуда силы в тебе не иссякнут. Кричи и дальше, оборачиваясь этим криком, вторя сам себе, как эхо, пока не исчезнешь. Пока не забудешь, куда шёл и зачем бежал. Пока не поймешь, что нашёл искомое. Пока сам не станешь лесом. Новой осинкой, новой сосной, новым кленом, новой берёзкой. И кто-то другой обхватит тебя ладонью, истошно моля о помощи, не зная ещё, что выхода нет. И не нужно его. Не нужно.