Бу! Что такое боди-хоррор?
Рассказываем о поджанре и эмоциональных книгах
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+
Нашумевший фильм «Субстанция» поднял волну интереса к боди-хоррору. Этот поджанр ужасов в кино и литературе строится на телесных трансформациях или повреждениях и показывает, на что способно тело.
Разбираемся, откуда «растут ноги» у боди-хоррора, как он связан с любовью к себе и какие авторы вдохновлялись ужастиками о человеке.
Франкенштейн – отец боди-хоррора
Одной из первых к изменениям тела обратилась английская писательница Мэри Шелли. По легенде, она вместе с мужем Перси Биши Шелли, лордом Байроном и врачом Джоном Полидори состязались в страшных историях. Пока мужчины сочиняли о вампирах, ходячих мертвецах и оборотнях, Мэри Шелли придумала трагический рассказ о существе, что собрали из разных частей и воскресили. Так родился роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», а с ним – прообраз боди-хоррора.
Грубый жанр
Главная черта жанра – это детальные описания повреждений или изменений тела. Такие подробности вызывают ужас, а ещё чаще – отвращение, на которым строятся фильмы и книги. Так режиссёры и писатели осмысляют возможности тела и его пределы.
Эта черта раскрывается в сборнике боди-хорроров от Музолино Луиджи.
Герои оказываются в сложных ситуациях: терпят кораблекрушения, теряют близких, забредают в логово сумасшедших учёных. Из-за желания спастись или вернуть любимых они готовы на всё, даже на изменения собственного тела. Мистика переплетается с реальностью и погружает в атмосферу первобытного ужаса.
Превращение в монстра
Герои боди-хорроров разных времён часто превращаются в странное существо – получеловека-полуживотное. Первым примером, на который до сих пор оглядываются режиссёры и писатели, можно назвать повесть Франца Кафки «Превращение». Герой австрийского автора однажды утром просыпается и обнаруживает, что стал… насекомым.
На протяжении всей повести Грегор Замза меняется: привыкает к темноте и новому телу, не желает видеть людей, закрывается в панцирь. Интересна реакция семьи Замза на жука-сына, ведь боди-хоррор через тело раскрывает настоящий характер человека и его окружения.
Тёмные желания внутри тела
Ещё одной чертой боди-хоррора называют жадность главных героев, из-за которой их тело и меняется. Как правило, она связана с получением удовольствия, вечной жизнью, молодостью и другими способами якобы улучшить существование. Так от своих непомерных желаний почти гибнет герой рассказа Клайва Беркера «Восставший из Ада».
В руках Фрэнка оказывается загадочная шкатулка – она может исполнять мечты. Больше всего герою хочется познать удовольствия, которых не испытывал никто не свете. Через шкатулку Фрэнк призывает демонов-сенобитов, а у них оказывается своё понимание желаний. Тело героя меняется, подвергается пыткам, и он начинает понимать, чем может обернуться жадность.
От трансформаций тела до любви к себе
Со временем авторы смещают фокус на проблему принятия себя и своего тела. Черты боди-хоррора есть, например, в классическом романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». В нём писатель делает акцент на нежелании юноши принимать старение и саму жизнь.
Светскому красавцу и эгоисту Дориану Грею художник дарит портрет, который начинает стареть вместо юноши. Из-за жадности и страха смерти герой меняется внутренне, а затем внешне. В итоге одержимость картиной губит душу и тело Дориана Грея.
Современные авторы раскрывают тему непринятия себя, которую обозначал Оскар Уайльд, с другой стороны. Общество всё больше говорит о важности заботы о теле и внутреннем состоянии. Поэтому в последние годы активнее стали появляться поддерживающие книги о любви к себе.
Популярная книга-тренинг подчёркивает важность понимания своих чувствах и желаний. Автор делится опытом преодоления комплексов и обретения любви к себе. Через заботу о теле и его состоянии, Ольга Примаченко показывает, что эмоции напрямую влияют на успех и внешность.
Девочка-подросток Энда всё свободное время проводит в онлайн-игре «Корсголд». Прокачивая персонажа, она забывает о проблемах и переживаниях, а главное – о непринятии себя. Но всё меняется, когда Энда встречает загадочного игрока из Китая. Они живут в параллельных мирах, борются с разными проблемами, но одинаково бегут от жизни и не понимают, что с этим делать.
Ортанс – талантливая танцовщица, которая преподаёт балет. Девушке кажется, что её жизнь хороша: любимый человек (пусть и женатый), работа, спокойные вечера. Но травма ноги переворачивает будни Ортанс. Она уезжает в Прованс, где переосмысляет суть жизни и понимает, как долго бежала от себя. Теперь героине предстоит познакомиться с настоящей Ортанс, чтобы стать счастливой.
Софи Шелби хочет умереть, но перед этим пойти к психологу и рассказать о причинах своего решения. Героиня не считает себя красивой и не верит, что достойна любви. Но поход к специалисту оборачивается рядом заданий, которые помогают Софи многое переосмыслить. Она знакомится с миром вокруг и наконец понимает, в чём заключается истинная красота.