Поворот на 180°: что такое плот-твист
Объясняем термин на книжных примерах
В статье мы рассказываем о книгах с рейтингом 18+
Представьте: вы смотрите фильм или читаете книгу, сюжет развивается понятно и предсказуемо, но потом… всё переворачивается с ног на голову. Враг становится другом, появляется деталь из прошлого, которая перетасовывает карты – в общем, история начинает обретать новые краски и быть не такой, какой казалась раньше.
У похожих неожиданностей в массовой культуре есть особый термин. Это плот-твист, что переводится с английского языка как «сюжетный поворот». Просто не совсем обычный.
По своей сути, плот-твисты – важный механизм, без которого история дальше «не поедет». Они чаще всего неожиданные, удивительные, но логично встроенные во всю сюжетную канву. Причём так, чтобы всё сказанное до поворота не развалилось как замок из песка. Сегодня мы посмотрим, какие «винтики» плот-твистов бывают и что они делают в книжных историях.
Плот-твист №1.
Узнавание
Здесь всё достаточно просто: главный (или не совсем) герой вдруг получает новую информацию, которая раскрывает ему истинную суть другого персонажа или реальное положение вещей во всей вселенной. Это как снять розовые очки – хоп, и окружающая действительность обретает иные оттенки. Так происходит узнавание.
Каталина – пай-девочка из состоятельной семьи. Проблем у неё нет: родители любят, брат обожает, да и в университете всё складывается. Но спокойная жизнь девушки скоро закончится. Она встретит таинственного зеленоглазого красавчика, влюбится без памяти, а потом… узнает, что парень открыл на неё охоту.
Плот-твист №2.
Ретроспектива
Вы могли слышать про флешбэки в кино и сериалах – так вот, ретроспектива, в целом, то же самое, только в литературе. Это возвращение на несколько лет / веков назад, где читателю дают новые вводные о персонажах, их предках или всей реальности. Информация из прошлого должна раскрывать сюжет из «будущего», проливать свет на тайные мотивы каких-либо поступков. Где вам мог попасться такой приём? Конечно, у Джоан Роулинг!
В последней части волшебной саги Гарри Поттер получает воспоминания Северуса Снегга – учителя по зельеварению, который, по мнению мальчика, ненавидел его и всю семью Поттеров. Это полностью меняет образ преподавателя, ведь выясняется… что тот пытался защитить Гарри. Правда, там тоже были свои мотивы.
Плот-твист №3.
Клиффхэнгер, или «Ну на самом интересном месте!»
Такой сюжетный поворот можно встретить в циклах, когда одна часть заканчивается на сложном выборе для персонажа или каком-то серьёзном испытании, а развязка этого всего… появится только в следующей книге.
Получается что-то вроде открытого финала, но с дополнительным крючком.
Конечно, мы не будем рассказывать, какой клиффхэнгер ждёт в конце этой книги. Просто обозначим сюжет: главная героиня, Вайолет Сорренгейл, возвращается в военную академию Басгиат. Впереди – второй курс, новая встреча с друзьями, от которых придётся хранить много секретов. Особенно про страшную угрозу, способную убить их всех.
Плот-твист №4.
Ненадёжный рассказчик
Когда история ведётся от лица конкретного героя, ему автоматически выдаётся «кредит доверия». Считается, раз он видел всё своими глазами, зачем ему врать? Так-то всё так, если персонаж-рассказчик не оказывается ненадёжным – и не пытается читателя запутать. Как, например, делал один драматург у Алекса Михаэлидеса.
Бывшая актриса Лана Фаррар чахнет в дождливом Лондоне. Чтобы сменить обстановку, она отправляется на свой маленький греческий остров вместе с сыном, мужем и друзьями. Все герои надеялись отдохнуть – но стали свидетелями преступления. Кто его совершит? И кому не повезёт быть жертвой?
Плот-твист №5.
Фальшивый протагонист
Обычно такой сюжетный поворот можно встретить в начале истории. Автор концентрируется на второстепенном персонаже, которого читатель какое-то время принимает за главного. Герою уделяют много внимания, большое место в сюжете, а потом… неожиданно от него избавляются. Например, убивают или постепенно сдвигают на задний план.
Линайна Краун, главная героиня классической антиутопии, обращает внимание на Бернарда Маркса. Он представитель высшей касты, хоть и заметно отличается от типичных «альф-плюсовиков» замкнутостью, физической щуплостью. Вместе герои решают провести свободное время в необычной поездке – посмотреть на «дикарей», которые всё ещё живут по давно забытым порядкам. И там Линайна с Бернардом встречают… собственно, главного героя истории.