Романы, завоевавшие «Хьюго», которые нельзя пропустить
Часть вторая: победители 21 века
Недавно мы рассказали о фантастических и фэнтезийных романах, которые завоевали престижную премию «Хьюго» в 20 веке и с честью прошли проверку временем. Они и сегодня регулярно переиздаются и заслуживают самого пристального внимания поклонников жанров. Теперь же поговорим о недавних лауреатах «Хьюго» – книгах, получивших премию уже в нынешнем столетии.
Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Кубок Огня»
Несмотря на оглушительную популярность Джоан Роулинг, жанровых литературных премий на её счету не слишком много. Так «Хьюго» создательница Гарри Поттера удостоилась лишь единожды – на рубеже веков за четвёртый роман цикла о мальчике, который выжил. Возможно, дело в том, что вручается премия по результатам голосования участников фестиваля Worldcon, а это в большинстве своём аудитория скорее взрослого фэнтези, чем подросткового.
Цикл Роулинг постепенно взрослел вместе со своими читателями, и именно «Кубок Огня» стал той книгой, которая по темам, закрученности сюжета и атмосфере уже выходила за рамки подросткового фэнтези. Пожалуй, получение романом премии «Хьюго» можно считать признанием того, что писательнице успешно удалось сделать свои книги интересными взрослеющим поклонникам и старшим читателям.
Нил Гейман «Американские боги»
Нила Геймана можно отнести к числу наиболее титулованных авторов фэнтези. Конечно, есть в его коллекции премий и «Хьюго» – пять статуэток, полученных в разных номинациях. Первый же раз он удостоился этой награды за роман «Американские боги».
В своей фирменной манере Гейман, вдохновляясь мифологией, наполняет привычный нам мир магией и сверхъестественным. В рамках этого подхода он создал немало ярких историй, а «Американские боги», пожалуй – самая впечатляющая из них. Протагонист книги, который до поры кажется простым человеком, оказывается в центре интриги, затеянной одним из старых богов против тех, кто в наше время занял их место – вроде воплощений средств массовой информации или технологий.
Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»
Нил Гейман не только успешный и титулованный писатель, но и активный читатель, который любит рекомендовать поклонникам те книги, которые пришлись ему по душе. В частности, самой лестной оценки Геймана удостоился дебютный роман Сюзанны Кларк. Он охарактеризовал «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», как самый блестящий фэнтезийный роман на английском языке за минувшие 70 лет.
Каждому читателю самостоятельно стоит решить, соглашаться ли со столь громкой оценкой романа, рассказывающего о том, как два английских джентльмена начала 19 века взялись вернуть в мир магию и использовать её на благо своей страны. Но не вызывает сомнений, что у Сюзанны Кларк получилась очень нетривиальное фэнтези, блистательно стилизованное под английскую прозу викторианской эпохи.
Роберт Чарльз Уилсон «Спин»
Роман «Спин» открывает одноимённую трилогию, но в то же время обладает вполне завершённым сюжетом.
Отправной точкой становится внезапное появление вокруг Земли таинственной мембраны, названной Спином, которая фактически отрезает планету от остальной вселенной. Причины возникновения Спина долгое время не ясны – раскрыть этот секрет героям предстоит по ходу истории. Но не вызывает сомнений, что мембрана имеет искусственное происхождение, и очень похоже, что она приближает гибель всего живого на планете.
Уилсон показывает и то, как общество в целом реагирует на экстремальную ситуацию, и поиски способа спасти человечество, в авангарде которых оказывается весьма выдающийся персонаж и его друг, от лица которого ведётся повествование.
Лю Цысинь «Задача трёх тел»
Лю Цысинь стал первым и пока что остаётся единственным автором из Китая, чей роман удостоился «Хьюго». До выхода на английском роман «Задача трёх тел» уже успел приобрести культовый статус на родине и завоевать самую престижную фантастическую премию Поднебесной, «Галактику». Добравшись до Запада, книга и здесь произвела фурор, став бестселлером и заслужив положительные отзывы, в частности, от Джорджа Мартина, Джеймса Кэмерона и Марка Цукерберга.
Лю Цысинь обращается к классической для фантастике теме первого контакта, но находит к ней весьма нетривиальный подход. Кроме того, «Задача трёх тел» может похвастаться интригующим детективным сюжетом, экзотичными для фантастики китайским сеттингом и взглядами героев на мир, интересными экскурсами в прошлое Китая и фокусом на то, как разум и наука позволяют решать загадки и проблемы, встающие перед человечеством.
Н.К. Джемисин «Расколотая земля»
Три раза подряд, с 2016 по 2018 годы, премию «Хьюго» в номинации за роман получала Н.К. Джемисин – последовательно за каждый том трилогии «Расколотая земля». Это достижение стало уникальным в истории премии.
События трилогии разворачиваются в фэнтезийном мире, на которые регулярно обрушиваются глобальные природные катаклизмы. Человечество научилось с ними жить и минимизировать ущерб – во многом благодаря силам так называемых орогенов, людей, способных контролировать энергию стихии. Но обычные люди орогенам не доверяют и боятся их, поэтому в спокойные времена их свободу всячески ограничивают.
Через призму фэнтези Джемисин обращается к темам угнетения и борьбы за свои права. Главными героинями трилогии выступают женщины-орогены, которые сталкиваются с ненавистью общества. Но если одну это приводит к стремлению изменить мир, то другая движима желанием его уничтожить.
Мэри Робинетт Коваль «Вычисляя звёзды»
Роман «Вычисляя звёзды» написан на стыке альтернативной истории и научной фантастики.
В 1952 году падение метеорита приводит к изменениям климата, из-за которых Земля через считанные десятилетия станет практически непригодной для жизни. Поэтому человечеству, чтобы спастись как виду, приходится бросить все силы на развитие космической программы.
С одной стороны, у Мэри Робинетт Коваль получился достаточно любопытный производственный роман об альтернативном и куда более активном, чем в реальности, начале освоения космоса. При этом писательница опирается на технологии, которые реально существовали в середине прошлого столетия. Кроме того, на страницах «Вычисляя звёзды» читателей ждёт личная история математика и лётчицы Элмы Йорк, которая стремится стать первой женщиной в космосе. Но, чтобы добиться цели, ей нужно одолеть и устои косного общества, и собственные психологические проблемы.
Аркади Мартин «Тейкскалаан»
Дилогия политической фантастики, сфокусированной на теме контакта и взаимодействия между непохожими цивилизациями, оба тома которой получили «Хьюго». Аркади Мартин по основной профессии – историк, и в сфёру её научных интересов входит взаимодействие Византии с её соседями. Этим в значительной степени и вдохновлена космическая сага писательницы.
Могучая космическая империя Тейкскалаан расширяется, поглощая соседей, но предпочитает использовать для этого не грубую силу, а культурное и экономическое влияние. Перспектива лишиться самостоятельности встает и перед маленькой космической станицей, дипломат которой отправляется в столицу Тейкскалаан, где только что при таинственных обстоятельствах погиб предыдущий посол. В «Памяти, что зовётся империей» детектив переплетается с политическим триллером, а декорациями для этого служит весьма самобытная космическая империя.
Во втором томе уже над космической империей нависает смертельная угроза – со стороны инопланетной армады. Если дипломатия окажется бессильна, то это приведёт к неисчислимым потерям, и в «Пустоши, что зовётся миром» писательница выстраивает конфликт вокруг вопроса, можно ли наладить контакт с созданиями, мыслящими совершенно иным образом.
Марта Уэллс «Сетевой эффект»
Марта Уэллс пришла в литературу ещё в 90-х годах, но по-настоящему её имя прогремело относительно недавно – когда она начала писать цикл о похождениях язвительного андроида Киллербота. «Дневники Киллербота» получили «Хьюго», как лучший цикл в 2021 году, кроме того, премии удостаивались две первые повести серии, а также – роман «Сетевой эффект».
В своём цикле Уэллс не открывает каких-то новых горизонтов фантастики. Скорее наоборот, она пишет в традициях классиков жанра и создаёт уютную приключенческую фантастику с обаятельным героем в главной роли.
Киллербот по складу характера интроверт, а к людям и вовсе относится с изрядным пренебрежением, но тем не менее в ранних повестях цикла успел обзавестись друзьями – хотя сам он не склонен это признавать. В «Сетевом эффекте» те оказываются в смертельной опасности, и боевой андроид, конечно, не может остаться в стороне.